Искусство критического мышления

«Всегда полезно держать разум открытым,
но если вы откроете его слишком широко – мозги выпадут
»

Карл Саган

Представьте ситуацию: Вы сидите в холле большого бизнес центра и сквозь прозрачные стекла видите как на улице начинает идти дождь. Затем вы поворачиваете голову к вращающимся дверям и видите, что люди входят сухими. Стоп. В этот момент Вы пытаетесь сложить дважды два: за окном дождь, а люди ни чуть не промокли. И тут, по идее, должно подключаться оно. Критическое мышление. Мышление, которое подсказывает Вам, что может дождь идет с другой стороны здания или его вовсе нет, а может в двери вставлена сверхмощная сушилка, а затем сам же предлагает проверить эти гипотезы, потому что подвергает сомнению свои же выводы.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям.

Проявления такого типа мышления можно заметить уже у детей в возрасте 2-3 лет. Например, увидеть это можно при помощи теста «Салли и Энн».

Тест на критическое мышление

Есть два персонажа: Салли и Энн. Салли кладет мячик в корзинку и уходит. В это время Энн перекладывает мячик из корзинки к себе в коробку. И ребенку задается вопрос: а когда Салли вернется, где она будет искать мячик?

Думаем, Вам не составит труда дать правильный ответ.

Догадываетесь как отвечают дети до 3-ех и после?

Действительно, дети до 3-ех лет отвечают, что Салли будет искать мячик в корзинке, а дети после трех, что в коробке. Способность отойти от своих знаний и попробовать понять ход мысли другого человека/персонажа, при этом подвергнув сомнению правдивость своей парадигмы, в этом и заключаются первые предпосылки критического мышления.

Тест посложнее

Мы уверены, что Вы справились с решением предыдущей задачи. Однако есть задача и посложнее, попробуйте решить ее:

Мяч и бейсбольная бита вместе стоят 1.10 $. При этом бита стоит на 1$ больше, чем мяч. Сколько стоит мяч?

Если вы подумали, то мяч стоит 0.10 $, то хочу Вас огорчить – это не так.

В книге Д. Канемана Ваше желание дать ответ в 10 центов обосновано интуитивным мышлением или системой 1, а вот желание подвергнуть эту мысль сомнению –  критическим/аналитическим мышлением или системой 2.

Зачем нам критическое мышление?

Такое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.

Также критическое мышление связано с постоянной готовностью к пересмотру установленных взглядов на предмет мышления. Однако критическое мышление включает в себя и преемственность по отношению к установленным взглядам, поскольку всегда должна быть основа для критики. Таким образом рождается “критическая традиция”.

Критическая традиция состоит из четырех этапов:

  1. Усвоение взглядов предшественников.
  2. Проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающимся установленными.
  3. Явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям.
  4. Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий.

Эти четыре этапа образуют цикл, который может повторяться в наших головах неопределенно долго. Таким образом,  получается, что критическое мышление состоит из двух структурных элементов: a) установки на поиск несоответствий  (критической установки), b) аргументации, направленной на обоснование этих несоответствий (критической аргументации).

Ошибки критического мышления

Рассмотрим очень интересную историю, которая показывает нам интересное нарушение описанных выше правил:

«Артур Конан Дойл, автор детективов о Шерлоке Холмсе, поверил в спиритизм после того, как медиум устроил ему сеанс общения с погибшим сыном. Гарри Гудини, некоторое время друживший с писателем, хотел воззвать к его критическому мышлению и показал ему невероятный фокус. Результат оказался весьма неожиданным: Конан Дойл пришел к выводу, что Гудини тоже медиум».

Еще об ошибках мышления: Апофения

Какие еще есть ошибки, свидетельствующие о дефиците критического мышления?

  • Affirming the consequent (вывод основания в связи с подтверждением следствия): «А влечет В, В истинно, следовательно, А истинно».
  • Argumentum ad antiquitatem (аргумент к истории): «Это известно с древнейших времен и, следовательно, не может быть неправильным».
  • Argumentum ad baculum (аргумент к силе): «А вот я тебя сейчас стукну, и ты поймешь, кто был прав».
  • Argumentum ad hominem (аргумент к человеку): «Гитлер и Сталин полностью с тобой согласились бы».
  • Argumentum ad ignorantiam (истинно то, что не опровергнуто): «Он преступник. Никто не может доказать обратное».
  • Argumentum ad misericordiam (аргумент к жалости): «Почему вы не подготовились к экзамену? У меня маленький ребенок».
  • Bifurcation (учет только n альтернатив, хотя существует m > n альтернатив): «Тебе предоставлена полная свобода. Что ты выбираешь, жизнь или кошелек?».
  • Circulus in demonstrando (порочный круг, принятие доказываемого утверждения за доказанное): «Земля шарообразная, потому что она круглая».
  • Fallacy of composition (предположение, что собрание обладает свойствами своих членов): «Каждое зерно в куче почти ничего не весит. Следовательно, куча также почти ничего не весит».
  • Equivocation (использование в одном утверждении различных смыслов одного слова): «Он наказал ему так не поступать. Так что он часто его наказывал».
  • Extended analogy (расширительная аналогия): «На Земле есть атмосфера. На Марсе есть атмосфера. Следовательно, на Марсе есть жизнь».
  • Ignoratio elenchi (подмена тезиса): «Все люди мудры. Ведь каждый человек обладает разумом»

Самое важное

Овладев критическим мышлением, вы не измените человеческую природу и не сможете всегда и во всем вести себя абсолютно рационально. Самое важное в том, чтобы научиться замечать собственные — и чужие — ограничения и понимать, когда нужно остановиться, лишний раз подумать и сформулировать правильные вопросы, дабы всецело понять суть происходящего.