Эффект аудитории

Сегодня я расскажу Вам еще об одном психологическом эффекте, который могут наблюдать верификаторы в ходе своей деятельности. Все мы по-разному реагируем на внимание к себе со стороны окружающих. Это связано с культурными особенностями, с принятыми в семье и первичных институтах социализации нормами и сценариями, а также с нашими психологическими особенностями: психотипом, темпераментом, самооценкой и др. Одних внимание беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, бледнеть и заикаться. Другие наоборот ищут его, радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес. Казалось бы, после такого объяснения становится понятно, что является причиной комфорта или дискомфорта от внимания посторонних людей. Однако часто случается так, что один и тот же человек в одних ситуациях при наличии стороннего внимания испытывает замешательство, теряет самоконтроль, впадает в панику, а в других, напротив, испытывает радостное возбуждение, азарт и раж, чувствует уверенность в себе.

Американский психолог, специалист в области экспериментальной социальной психологии Флойд Оллпорт, анализируя эти явления в 1920 г., назвал эти ситуации «эффектами аудитории». Они характеризуются особым специфическим влиянием присутствия посторонних людей на особенности поведения человека. Им же были введены термины для обозначения двух разнонаправленных эффектов: улучшение деятельности при наличии стороннего внимания получило название социальная фасилитация (социальное способствование), ухудшение деятельности при условии наличия внимания было названо социальным торможением (социальным сдерживанием).  Несмотря на то, что именно Флойд Оллпорт дал название этим терминам, но он не смог ответить на вопрос – при каких условиях возникает социальная фасилитация и социальное торможение?

В 1965 г. появилось первое теоретические обоснование эффекту аудитории, его предложил американский психолог польского происхождения Роберт Зайонц. Он сформулировал теоретическую основу данного феномена и доказал сущность эффекта аудитории, в честь него и было дано второе название данному явлению. Основываясь на известной формуле бихевиоризма, Р. Зайонц предположил, что само по себе присутствие других людей является для человека мощным стимулирующим фактором и активным источником возбуждения. Ощущение неопределенности и возбуждения создает еще и тот факт, что реакция аудитории непредсказуема. Понимание того, как поведет себя аудитория, положительно влияет на деятельность и успешность испытуемого, при этом увеличение общего числа зрителей значительно усиливает эффект.

Зайонц также установил, что во время учебы присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает результативные показатели. Когда же деятельность хорошо усвоена и сводится к простому физическому усилию, тогда результат улучшается. Эффект ярко проявляется у спортсменов, которые показывают лучшие результаты на публике, чем на тренировке. Присутствие других людей вызывает активацию внутренних сил организма, усиливается общее возбуждение и увеличивается мотивационный аспект. Данное условие может выступать и отвлекающим фактором в связи с разделением внимания на несколько аспектов: сама деятельность и процесс наблюдения за реакциями окружающих.

Это, кстати, надо учитывать при проведении эксперимента. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу, сказываясь на внутренней валидности эксперимента.

После проведения дополнительных исследований были установлены любопытные зависимости этого эффекта:

  • Чем компетентней и авторитетней для исполнителя наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.
  • Чем сложнее задача, тем влияние этого эффекта больше. Новые навыки и умения более податливы воздействию в сторону снижения эффективности, в отличие от хорошо усвоенных, простых перцептивных и сенсомоторных навыков.
  • Соревновательная деятельность с привлечением большего количества наблюдателей усиливает эффект аудитории.
  • Тревожные исследуемые при выполнении сложных и новых заданий, переживают больше трудностей, чем эмоционально стабильные личности.

Знание влияния эффекта аудитории на людей позволяет лучше понимать особенности поведения причастных людей при проведении групповой профайлинговой беседы в контексте внутреннего расследования в организациях. Благодаря этому эффекту и неподготовленности причастных к необходимости контролировать свое поведение и вести себя «естественно» в новых условиях, признаки сокрытия информации верификаторам «на контрасте» в группе видны еще лучше, чем при индивидуальных беседах.

 

Мартьянова Людмила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи по теме

Психолингвистический анализ речи

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. Жан Ростан Что такое психолингвистический анализ речи? Психолингвистический анализ речи, то есть анализ языковых правил, используемых говорящим при продуцировании грамматически…
Читать далее

Послепроизвольное ВНИМАНИЕ! НЕВЕРОЯТНО! НАЙДЕНО ЛЕКАРСТВО ОТ РАКА!

  Сейчас, отреагировав на эту надпись Вы задействовали непроизвольное внимание. А реагирует оно, как правило, на три вещи: силу и неожиданность раздражителя; новизну, необычность, контрастность раздражителя; и подвижность объекта. Неожиданно,…
Читать далее

О чём говорит ваша страница в соцсетях?

  Принято считать, что основное назначение социальных сетей — рассказать о себе, показать свои лучшие стороны, заявить о себе широкой общественности. Поэтому анализируя чей-то профиль, мы должны понимать, что информация, демонстрируемая человеком…
Читать далее

Оперативная психодиагностика. Модель МАИЛ

О модели Нас часто спрашивают: “А чем ваша модель «характерологии» отличается от того, что делали и продолжают делать другие психологи или психиатры? В чем разница или сходство?” Наверное, наступило время…
Читать далее

Эмоции: модель Роберта Плутчика

Что такое эмоции? Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и…
Читать далее

Киберпреступления – проблема 21 века

Стоит без преувеличения сказать, что жизнь большинства из нас храниться в компьютерах: списки родственников, друзей и знакомых, наши видеозаписи и фотографии, сведения о том, где мы были, что нам нравится…
Читать далее