Эффект Пигмалиона, или Я знаю, кто во всем виноват!

– Эта женщина точно виновна в краже моих драгоценностей!

– Но ведь она проработала у вас всего неделю, она не могла знать, где вы храните свои украшения!

– Посмотрите на ее взгляд – истинный взгляд воровки! Не зря мне ее прошлый работодатель говорил, что у нее темное прошлое.

– Но ведь она даже не работала в тот день, когда пропали драгоценности.

– Видели бы вы ее лицо, когда я сообщила ей о пропаже! Она точно была удивлена, что я так быстро узнала о ее причастности!

– На месте преступления не были найдены ее отпечатки пальцев.

– Но ее прошлая хозяйка говорила, что у нее материальные трудности, значит это она!»

 

Наши предубеждения в отношении других людей не дают нам объективно оценивать их. И дело все в эффекте Пигмалиона. Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это особый психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться. Когда мы твердо убеждены в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Любые сведения он будет расценивать с точки зрения конкретного ожидания. По-другому еще этот феномен называют эффектом предвзятости экспериментатора или самосбывающегося пророчества.

Так, например, мы можем верить в то, что позитивные аффирмации, мыслеформы и визуализации помогают нам улучшить свою жизнь, и находим этому подтверждение. Представляя или проговаривая какие-то образы, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Наше подсознание верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира. На этом же принципе построен эффект плацебо. Ожидание чудодейственности препарата определяет наше исцеление.

Данное явление «эффектом Пигмалиона» назвал Роберт Розенталь – американских психолог, специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии, проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии. Этот феномен носит имя античного скульптора и царя Пигмалиона, который, согласно легенде, сделал из белоснежной слоновой кости статую прекрасной девушки – Галатеи, в которую без памяти влюбился. Ни одна живая женщина не могла ее затмить, он беспрестанно восхищался ею. Проводя с ней все дни и ночи, относясь как к живому человеку, он начал думать, как оживить статую. Пигмалион попросил у богини любви Афродиты подарить женщину, похожую на статую. Просить оживления он не решился, но его чувство и желание было настолько сильным, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.

Убедительным доказательством эффекта Пигмалиона служит знаменитый эксперимент с крысами, проведенный в 1968 году Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон. В эксперименте участникам необходимо было следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие о том, что они испытуемые) – фиксировать результаты. Одной группе участников сообщили, что у них очень одаренные крысы, другой группе, что крысы обычные. Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми “умными” крысами, были более мягкими, терпеливыми, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение. В результате “умные” крысы, действительно, справились с лабиринтом лучше и были более «сообразительными».

Роберт Розенталь на этом не остановился и совместно с Якобсон продолжил исследование явления в школах Сан-Франциско. Испытуемыми были учителя, которые также не догадывались об этом. Исследователи провели тестирование детей в школе, чтобы выявить, якобы, самых одаренных. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые по условиям эксперимента были наделены выдающимися умственными способностями (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников). И несмотря на то, что ранее педагоги не отмечали особой склонности отмеченных учеников к умственной деятельности, они приняли эту новую информацию. Дальше события развивались по тому же принципу, что и в эксперименте с крысами. Учителя неосознанно начали поощрять “одаренных” детей, уделять им больше внимания, хвалить, невербально демонстрировать свое положительное отношение. Несмотря на то, что до этого ребята особо не выделялись умом, через некоторое время Розенталь установил, что их IQ действительно стал выше, чем у остальных.

Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий потенциал отдельных учеников, передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Кстати, нередко с подобным эффектом можно столкнуться в школах по отношению к детям из неблагополучных семей. Только эффект носит противоположный характер, так как зачастую в таких детей никто не верит и не ждет от них ничего хорошего. И не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются.

Еще один подобный эксперимент был проведен в армии обороны Израиля. Солдат разделили на 3 группы. Поставили задачу – преодолеть определенную дистанцию. Первой группе сказали, что расстояние составит 30 км, второй – 40 км, а третьей – 60 км. На деле же дистанция была одинаковой. В результате солдаты, поверив в предоставленную им информацию, преодолели расстояние за разное время: третья группа пришла последней.

Для проверки эффекта Пигмалиона в таком вопросе как возникновение симпатии исследователи Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели следующий эксперимент. Группу ранее не знакомых друг с другом студентов колледжа разбили на пары. Один случайно выбранный испытуемый в каждой паре получал информацию о симпатии или антипатии к себе со стороны второго человека в паре. После этого испытуемые пары встречались и разговаривали друг с другом. Как и предполагалось, студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя соответствующе: были более откровенными, высказывали меньше несогласия при обсуждении тем, манера общения была более мягкой и приятной, в отличие от тех студентов, которые считали, что не нравятся своему партнеру. Также партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Выделим ряд особенностей поведения людей под воздействием эффекта Пигмалиона:

  1. Неосознанно люди ведут себя так, как от них ожидают. Помните это при воспитании детей. Если все время говорить своему ребенку, что он бестолковый – ничего хорошего из этого не выйдет. Почаще хвалите и одобряйте правильные поступки своих детей.
  2. Если вы убеждены в чем-то, то постоянно будете находить этому доказательства. Например, если вы считаете, что женщины плохо водят автомобили, то чаще на дороге будете замечать нарушения женщин, нежели мужчин.
  3. Позитивные сведения под влиянием человека становятся еще более позитивными, негативные – еще более негативными. Невольно человек поощряет те действия и данные, которые подтверждают его убеждения, вплоть до фальсификации и подмены данных.
  4. Женщины более предвзяты, чем мужчины.

При проведении экспериментов эффект Пигмалиона угрожает внутренней валидности психологических исследований. Это значит, что субъективная оценка эксперта может повлиять на результаты исследований. При этом воздействовать феномен может как в процессе проведения эксперимента, так и при подсчете результатов:

  1. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым “оправдать” его надежды.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Как и отмечалось ранее, экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.
  4. Эффект будет проявляться в корректировке числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов, повышение излишне низких отметок, а также избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных.
  5. При проведении эксперимента исследователь может отбрасывать «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию.
  6. Зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону.

Эффект Пигмалиона встречается не только в научной среде, но и в обычной жизни. Например, ревнивая жена, убежденная в том, что все мужчины изменяют, будет искать подтверждения этого в поведении своего мужа. В скором времени ее поведение приведет к конфликтам в семье, к охлаждению в отношениях, что скажется на еще большей убежденности жены в измене мужа.

Или еще один пример: ожидания руководителей организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу. Многочисленные исследования установили, что производительность компании напрямую зависит от настроения и веры в успех ее руководителя. Разница между хорошим и плохим работником определяется отношением к нему руководства. Здесь разгадка кроется в поведении начальства. Опять-таки осознанно или нет руководитель, многого ожидающий от своих сотрудников, мотивирует их на результат с помощью невербальных сигналов или более теплого отношения. Стремление соответствовать высоким стандартам компании и хорошему мнению начальства формирует позитивное и ответственное отношение к работе, повышает ее качество, а, следовательно, способствует продвижению сотрудника.

Эффект Пигмалиона встречается и в работе верификатора. Убежденность заказчика в причастности сотрудника будет приводить к тому, что он будет находить все новые и новые доказательства своей правоты. Распространенный сценарий в этом случае: в результате проведенной работы верификатор объективно не находит причин не верить обследуемому и выносит решение о непричастности человека, заказчик очень часто не хочет в это верить и ищет подтверждение причастности у других верификаторов. Это не самый негативный сценарий. Более неприятный вариант развития событий, это когда сам верификатор находится под воздействием эффекта Пигмалиона, и ищет ложь там, где ее нет. Чтобы такого не происходило, необходимо помнить об объективности при анализе информации и позиции наблюдателя.

 

Мартьянова Людмила