Как часто мы задумываемся о том, что хотим не просто распознавать ложь, но еще и получать признание? Сейчас мы поговорим о различных методах получения признаний.
В книге «Психология эффективного полицейского допроса. Практическое пособие по опросу подозреваемого» Александр Лукин делится своим большим опытом в получении признаний и опытом зарубежных коллег, подробно описывает методы, которыми пользовались и пользуются до сих пор многие государственные и коммерческие организации.
Александр Лукин – ведущий эксперт по проведению специальных интервью и тестирований, специалист-полиграфолог, специалист-профайлер. Проходил переподготовку в специальных учебных заведениях МВД РФ. Более 10 лет занимается развитием направления инструментальной детекции лжи и поведенческому анализу преступников. Принимал активное участие в работе аппарата уголовного розыска по раскрытию особо-тяжких преступлений, в том числе общественно резонансных. Заслуженный пенсионер МВД РФ. Преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на период проектной работы в 2018 году по программе повышения квалификации «Медицинская психология в судебной экспертизе». И еще один немаловажный факт, Александр Лукин один из преподавателей Международной Академии Исследования Лжи.
Что вы знаете про ложь и то, как можно раздобыть правду? Например, существует прямой метод, который использует как позитивные, так и негативные факторы давления: физический метод с применением насилия, ультиматум, шантаж, подкуп. Используя данный способ можно быстро получить признание, но не факт, что признание будет достоверным, есть возможность получения дезинформации. Есть психофармакологический способ, где используется фармакология, психоактивные вещества, например, амобарбитал – препарат, относящийся к группе барбитуратов, для получения скрываемых человеком сведений. Подобные препараты еще называют «сывороткой правды». Данный способ в книге приведен как пример и не раскрывается, так как применять его можно только с санкции директора ФСБ. При этом остается еще один способ, который подробно и с примерами расписан в книге. Это непрямой метод, который носит комплексное завуалированное воздействие в ходе коммуникативного процесса. Например, проведение расследований (поиск улик, доказательств, следов, мотивом, свидетелей и т.п.). В условия данного способа входит необходимость соблюдать законодательство и права человека. Не смотря на то, что этот способ более затратный по времени, его весомое достоинство – получение полной исчерпывающей информации от свидетелей и очевидцев, получение признания от подозреваемого.
Моделей или стратегий получения признания много, и для достижения результата(быстрого получения точной информации) стоит определиться, какая модель будет подходить в конкретной ситуации именно вам.
Все модели получения признания условно можно разделить на два подхода: фактический (требует тщательного расследования обстоятельств инцидента и определения роли подозреваемого) и эмоциональный (работа в большей степени ведется не с доказательствами, а с причинами, которые побудили подозреваемого совершить преступление).
В фактический подход входит следующие стратегии:
- Опрос по фактам( выкладываем свои доказательства, как карты, придерживая козыри на последок);
- Принятие решения подозреваемым – даем выбор «Красная или синяя таблетка»
В эмоциональный входит:
- Хороший-плохой полицейский;
- Психологическая модель;
- Девятишаговая техника признания Джона Рида;
- Психоэмоциональная модель Jayne;
- Когнитивно-поведенческая модель признания;
- Модель процесса взаимодействия при признании, P.E.A.C.E. или Wicklander – Zulawski.
Модель процесса взаимодействия самая современная и продвинутая, в ней учтены и исправлены ошибки всех предыдущих моделей, она подразумевает, что интервьюер дает опрашиваемому лицу возможность выговориться без психологического давления. Используются приемы нейролингвистического программирования, убеждения, достижения современной психологии и общения. Создает правильную атмосферу общения, испытывает искренний интерес к человеку. Так, например, если человек сидит в просторной комнате с окнами и держит в руках кружку с горячим напитком, то он склонен выдавать больше информации, потому что подобная обстановка его к этому подталкивает. А чем больше подозреваемый говорит, тем больше вероятность установить в его речи неточности, которые выведут его на чистую воду. Тем более, что человек, говорящий неправду и чувствующий себя с интервьюером комфортно и открыто, скорее всего, начнет приплетать к своему рассказу ненужные и фальшивые подробности, в надежде заговорить интервьюера, пустить пыль в глаза детальным знанием событий. Установление раппорта, иными словами, налаживание отношений интервьюера и подозреваемого в данной модели является одним из важнейших элементов получения скрываемой информации.
К этой модели можно отнести британскую модель PEACE:
P – planning and preparation / планирование и подготовка
E – engage and explain / заинтересовать и объяснить
A – account/questions/clarify/challenge/ фактура/вопросы/уточнения/возражения
C – closure / завершение беседы
E – evaluation / проанализировать
Или другой, не менее популярный пример. Это модель процесса взаимодействия при признании Wicklander – Zulawski. Их идея основана на рационализации. Специалист выступает в роли медиатора, помощника в сложной ситуации и помогает найти рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах совершенного поступка. При этом человек сам начинает верить в свои рационализации. Сам алгоритм с полным дословным примером отлично расписан в книге, что помогает не просто знать теорию, но и понимать, как это можно применять на практике.
Помимо уже известных моделей получения признания в книге указаны и другие авторские приемы, которые Александр Лукин использовал и использует на практике. Для лучшего понимание Александр приводит не только речевые примеры общения с опрашиваемым лицом, но и приводит фотографии, в которых указывает на те или иные ошибки начинающих специалистов, а также показывает на примере то, как должен выглядеть так называемый допрос. Эффективный допрос с получением достоверного и исчерпывающего признания.
Несмотря на то, что в книге подробно описаны выше указанные подходы, особое внимание уделяется подготовке к так называемой встрече с подозреваемым, с изучением его личности, где идет составление профиля опрашиваемого лица. В данном случае удобно пользоваться пирамидой логических уровней социально-психологического портрета на основе пирамиды Роберта Дилтса (окружение, поведение, способности, установки, идентичность, миссия). Ведь лучшим источником информации о поведении человека является сам человек. Любая активность человека есть проекция его личности. Следовательно, чтобы изучить поведение человека, необходимо знать структуру его личности – вот для этого и важно использовать в работе пирамиду Р.Дилтса.
В книге подробно расписан весь правильный опрос непрямого способа. Опрос включает в себя соблюдение основных коммуникативных правил и наличие стратегии. Выделяется упор на то, что речь идет об интервью, результат которого важен, и цена ошибки в такой беседе велика. Поэтому нужна практика и опыт. Ниже представлены пункты, которые важно и нужно соблюдать, чтобы получить достоверную и исчерпывающую информацию от опрашиваемого лица:
- Подготовиться к опросу каждого подозреваемого;
- Сделать вступительное заявление, где необходимо задать рамку беседы;
- Переходить по уровням допроса, опираясь на реакции подозреваемого;
- Использовать вопросы и шаги, меняющие убеждения и создающие внутреннюю необходимость признаться в содеянном событии;
- Зафиксировать полученную информацию, сформировать доказательства;
- Выйти из процесса опроса с возможностью получения дополнительной информации или возможностью вернуться к интервью.
В заключении, немаловажно отметить, что, изучая различные методы получения признания, можно выделить в них основные приемы, которые приведут к успеху. В проведении интервью важно соблюдать так называемый ритуал поведения, то есть соблюдать последовательность каждого шага, с помощью которых интервьюер в итоге получает достоверное признание от опрашиваемого лица.
Также, стоит обратить внимание на то, что книга подходит не только тем, кто исходя из своей должности должен проводить расследования, но и тем, кто не хочет быть обманутым – не только видеть ложь, но и получать признания, тем, кому необходимо задавать правильные вопросы при возникновении сложных ситуаций.
Елена Печкурова