Депрессивным опять не повезло…

Нам часто задают вопрос о депрессивно-печальных, мол, почему у одних авторов его нет, а у вас есть? Помимо желания уточнить, спрашивали ли вы у этих других авторов, почему у них нет, есть еще одно желание. Обратиться к источникам и основанию модели. Напомним, что модель оперативной психодиагностики мы рассматриваем через комплекс подходов:

1) Учение И.П. Павлова о ВНД. Опора на свойства нервной системы – это важный и определяющий базис многих характеристик конкретного психотипа. Здесь есть смысл вспомнить схему (Рис.1), используя которую легко выйти на базовый психотип.

Рисунок 1. Распределение психотипов через свойства нервной системы

Смотря на эту схему, напрашивается вопрос, почему слабая инертная нервная система может быть связана с 3 типами личности. Здесь стоит упомянуть следующую составляющую нашей модели.

2) Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика, которую также называют адаптационной теорией, и совершенно неслучайно. Основы теории эмоций изложены шестью постулатами. Для нашего вопроса достаточно рассмотреть три из них:

  1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах у любого поколения и представителя человечества. Коммуникация происходит благодаря 8 базисным адаптивным реакциям, которые представляют собой прототипы восьми базисных эмоций: инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование.
  2. Эмоции имеют генетическую основу.
  3. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия» и «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль и отвержение. Они же дают и описание личности через конкретные характеристики: тревожность как робость; гневливость как скандальность, сварливость; депрессивность как унылость. В таблице 1 можно увидеть, как связывал Роберт Плутчик эмоции с адаптивной функцией, чертами характера и даже диагнозами. Не все из этого подхода было взято для создания модели. Есть разночтения в возможности описания диагнозов и вариациях эмоции радости, но подход является максимально близким к тому, что мы встречаем на практике. И относительно существования депрессивно-печальных, в том числе.

Таблица 1. Эмоции и их производные (по Р. Плутчику)

Биологические регулятивные процессы Поведение экспрессия Адаптивная функция Субъективные состояния Черты характера Диагнозы
Избегание Бегство Самосохранение Страх Робкий Пассивность, тревожность
Приближение Атака Разрушение Гнев Скандальный, сварливый Агрессивность
Объединение Спаривание Воспроизводство Радость Дружелюбный, общительный Маниакальность
Разделение Сигнал дистресса Воссоединение Печаль Унылый Депрессивный
Глотание Еда Инкорпорация Принятие Доверчивый Истерия
Выброс Извержение Отвержение Отвращение Враждебный Паранойя
Начало действий Разведка Исследование Ожидание Любопытный Навязчивость
Остановка Замирание Ориентирование Удивление Импульсивный Неустойчивость

 

3) Ну и последнее, это опора на существующие модели и подходы классиков психологии и психиатрии. Часть авторов рассматривали прототип депрессивно-печального психотипа в рамках своих типологий. Это и П.Б. Ганнушкин, автор классификации психопатий, отец первой советской психиатрической школы, включал в свою типологию конституционально-депрессивных психопатов. Он описывал их как людей с постоянно пониженным настроением, вечно угрюмых, мрачных, недовольных, малоразговорчивых, прирожденных пессимистов. И пусть П.Б. Ганнушкин отмечал, что эта группа немногочисленна, однако она существует. Это и К. Леонгард, рассматривающий акцентуации личности как вариант нормы, выделял дистимный/дистимический тип. Согласно его подходу, таких людей характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Это и А.П. Егидес, рассматривающий психотипы личности в норме, ввел гипотимный тип личности. Доминирующая характеристика таких людей – постоянно пониженное настроение на фоне быстрой утомляемости и очень низкой энергетичности. Настроение гипотима, по мнению Егидеса А.П., понижено настолько, что он близок к состоянию депрессии.

Нам часто возражают, мол, нет депрессивно-печальных, есть тенденция. Да, безусловно, мы можем встретить депрессивную составляющую как дополнительную тенденцию на базе основного психотипа. Однако в разрезе рассмотрения психопатии, акцентуации и нормы в подходах классиков мы видим существование этого типа личности как отдельного.

И несколько слов для тех, кто считает, что депрессивно-печальных психотипов, вне клинической депрессии, не существует. Это не еще одна составляющая нашей модели. Но это не менее важно для нас. Обратная связь. На наших тренингах, встречах, практикумах и других мероприятиях мы снова и снова сталкиваемся с живыми примерами от участников обучения. У мамы взрослого совершеннолетнего сына вспышки узнавания в глазах, когда она слышит об этом типе и легко узнает в нем депрессивно-печального сына. Молодая девушка, услышав об этом типе, вспоминает яркий пример своего друга, живущего как по строчкам из нашей презентации. Мужчина, только погрузившийся в мир психологии, сразу вспоминает свою бывшую жену. Так мы взаимодействуем в петле положительной обратной связи, что стимулирует нас и дальше работать над критериями и дополнениями при описании данного типа личности.