Эффект свидетеля, или «Почему ты мне не помог»?

Наверняка вы хотя бы раз слышали о случаях, когда человек при большом скоплении людей становился жертвой несчастного случая или убийства, и при этом никто не оказал ему помощи. А ведь помощь попавшему в беду – это то, чему большинство из нас учат родители с детства.  Всему виной так называемый «эффект свидетеля». Эффект свидетеля, эффект постороннего, или эффект Дженовезе (названный так по имени самой известной его жертвы Китти Дженовезе) – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим. Было выявлено, что чем больше людей становятся свидетелями этой чрезвычайной ситуации, тем меньше вероятность, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим.

Впервые этот эффект был описан в 1968 году двумя американскими учеными социальными психологами Биббом Латане и Джоном Дарли. Это произошло после невероятного по своей чудовищности инцидента, всколыхнувшего общественность во всем мире. На глазах у множества людей, прямо на улице мужчина убил молодую девушку Китти Дженовезе. И самое страшное, что нападающий несколько раз возвращался к своей жертве, чтобы «добить» ее, а в конце изнасиловал и ограбил ее. И только после этого нанес последний смертельный удар. Несмотря на то, что Китти громко звала на помощь, никто ей не помог, хотя соседи наблюдали за разворачивающейся трагедией из окон. За полчаса, в течение которых продолжалось это страшное деяние, никто из свидетелей не позвонил в полицию. Преступник успел сесть в свою машину и спокойно уехать. Этот инцидент и привлек внимание ученых Бибба Латане и Джона Дарли.

Ученые решили провели ряд экспериментов, чтобы понять, почему люди бездействуют в подобных критических ситуациях. Среди выдвинутых ими предположений как причины эффекта было: взаимная отчужденность городских жителей, диффузия ответственности и «массовое неведение». Один из экспериментов подтвердил эффект рассеивания ответственности: чем больше людей участвовало в опытной чрезвычайной ситуации, тем меньше участники эксперимента чувствовали личную ответственность за оказание помощи. Это поведение людей в критической ситуации, когда они смотрят друг на друга в поисках примера, как им следует поступать. В результате, не получая никаких указаний и в отсутствие руководства, они принимают решение бездействовать. Другие эксперименты подтвердили выводы первого опыта: большинство испытуемых не хотели нарушать свое спокойствие ненужной ответственностью. А глядя на окружающих, они успокаивались, видя, что те тоже бездействуют.

Согласно исследованиям Дарли и Латане, на проявление «эффекта свидетеля» влияют следующие 5 характеристик ситуации:

  • Чрезвычайные ситуации редки и необычны.
  • Чрезвычайные ситуации связаны с угрозой жизни, здоровью.
  • Они неожиданны, не могут быть предсказаны заранее.
  • Помощь человеку требует немедленных действий.
  • Тип необходимых для помощи действий может различаться от случая к случаю.

Если говорить о том, что психологические эффекты и когнитивные искажения могут быть опасны в реальной жизни, то эффект свидетеля принадлежит к их числу. Он несет в себе угрозу не тому, кто ему подвержен, а совершенно случайным людям. Какие уроки мы можем для себя вынести, зная об этом эффекте? Если вы попали в чрезвычайную ситуацию, следуйте нескольким правилам. Необходимо давать свидетелям четкие и недвусмысленные сигналы, чтобы было понятно, в какой ситуации вы находитесь. Для устранения эффекта рассеяния ответственности, выберите конкретного человека, у которого вы будете просить о помощи, и дайте ему конкретное задание. Этим вы возложите на человека ответственность за его выполнение. И если один человек «разорвет» этот замкнутый круг и начнет помогать, то велика вероятность, что другие люди тоже подключаться к этому. И конечно же, помните об этом эффекте, если стали свидетелем критической ситуации, и обязательно помогайте пострадавшим!

 

Мартьянова Людмила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи по теме

Что ответить на вопрос “Как настроение?”

Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.  Л. Н. Толстой Часто возникает вопрос “Чем отличается настроение от эмоций?” Эмоция – это реакция человека на какое бы…
Читать далее

Психолингвистический анализ речи

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. Жан Ростан Что такое психолингвистический анализ речи? Психолингвистический анализ речи, то есть анализ языковых правил, используемых говорящим при продуцировании грамматически…
Читать далее

О чём говорит ваша страница в соцсетях?

  Принято считать, что основное назначение социальных сетей — рассказать о себе, показать свои лучшие стороны, заявить о себе широкой общественности. Поэтому анализируя чей-то профиль, мы должны понимать, что информация, демонстрируемая человеком…
Читать далее

Послепроизвольное ВНИМАНИЕ! НЕВЕРОЯТНО! НАЙДЕНО ЛЕКАРСТВО ОТ РАКА!

  Сейчас, отреагировав на эту надпись Вы задействовали непроизвольное внимание. А реагирует оно, как правило, на три вещи: силу и неожиданность раздражителя; новизну, необычность, контрастность раздражителя; и подвижность объекта. Неожиданно,…
Читать далее

Эмоции: модель Роберта Плутчика

Что такое эмоции? Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и…
Читать далее

Оперативная психодиагностика. Модель МАИЛ

О модели Нас часто спрашивают: “А чем ваша модель «характерологии» отличается от того, что делали и продолжают делать другие психологи или психиатры? В чем разница или сходство?” Наверное, наступило время…
Читать далее