Первый раз в жизни я прошел проверку на детекторе лжи. Вообще, зная мое темное прошлое, очень удивительно, что это случилось только сейчас. А всему виной — моя любовь к легким деньгам. Посулили 60 000 рублей, если я буду врать, не краснея и смогу обмануть двух человек — профессиональных полиграфологов. Решил рискнуть.
Классика жанра: два «следователя». Один — добрый, другой — злой.
Сабина — специалист-полиграфолог и Александр Лукин, бывший старший инспектор по особым поручениям УМВД России по Ярославской области, а сейчас опытный верификатор.
Процедура проверка на детекторе лжи совершенно не похожа на то, что я видел в шпионских фильмах. Никаких десятков проводков с липучками на теле. Предельно компактный приборчик. Вот так выглядит современный Полиграф Полиграфович.
Двумя датчиками меня опоясали на уровне груди и верхней брюшной полости, еще один, реагирующий на движения тела и изменение мышечной нагрузки, извиняюсь за выражение, заставили положить под задницу, третий, самый главный, анализирующий пульс и изменение потливости рук, закрепили на правой ладони.
«Следователи» просят меня вытянуть одну из трех бумажек на столе, на которой написано трехзначное число. Какое именно, они не знают? Я вытаскиваю 291. Запоминаю число. После чего все три бумажки убираю.
— Сейчас мы будет задавать вам разные вопросы по несколько раз. На все из них вы должны отвечать только одно слово: «Нет», — инструктирует меня Сабина. — Во время ответов на вопросы вы не должны менять положение тела. Итак, начнем?
— Вы не будете врать нам, отвечая на вопросы?
— Нет
— Это число 395?
— Нет
— Это число 530?
— Нет
— Это число 291?
— Нет.
— Это число 746?
— Нет…
И так по несколько кругов. Во время моего допроса Сабина и Александр внимательно смотрят на экран ноутбука, отслеживая изменения сердечно-сосудистой активности – артериального давления, пульса, кровенаполнения сосудов, грудного (верхнего) и брюшного (нижнего) дыхания, электрокожной проводимости.
Я пробую менять интонацию, говорить немного с придыханием, делать паузу, незаметно ерзать на стуле — то есть все что угодно, чтобы сбить их с толку. Как обычно ведут себя матерые преступники. Кстати, по роду своей работы Александру Лукину и Сабине Пантус периодически приходится иметь дело с отбросами человеческого обществами, маньяками и разного рода извращенцами, которых надо проверить на полиграфе в рамках ведения уголовного дела. Впрочем, и вполне добропорядочных людей в респектабельных компаниях часто проверяют на детекторе лжи, например, при устройстве на работу.
Как и первом, так и во втором случаях, проверка на Полиграфе Полиграфовиче проводится только с добровольного согласия человека. Поэтому, вы, конечно, можете сказать «нет». Но как известно, честному человеку бояться нечего, поэтому ваш отказ от проверки на детекторе лжи будет истолкован явно не в вашу пользу.
Но вернемся ко мне.
— 291! — после двухминутных раздумий и анализа показаний разных датчиков на экране монитора, выносят мне приговор полиграфологи.
Увы, господа присяжные заседатели, обмануть мне их не удалось…