Что такое эмоциональный интеллект

Понятие «эмоциональный интеллект» введено в научный обиход 90ых годов. Сегодня оно является междисциплинарным и изучается в психологии, нейронауке, менеджменте и педагогике. Отсюда возникли концепции, где авторы рассматривают этот феномен с разных ракурсов.
Модель способностей
Первой возникла модель, где эмоциональный интеллект рассматривается как когнитивная способность воспринимать, использовать, понимать и управлять эмоциями.
Были выделены следующие основные компоненты ЭИ:
Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции у себя и других.
Использование эмоций — использование эмоций для содействия мышлению и решению задач.
Понимание эмоций — знание причин и следствий эмоций.
Управление эмоциями — умение регулировать свои и чужие эмоции.
Данная модель ближе к традиционному понятию интеллекта. С неё как раз и возник интерес к исследованию ЭИ представителями разных областей.
Модель черт личности
Здесь эмоциональный интеллект трактуется как набор устойчивых личностных качеств и социальных навыков, способствующих адаптации и эффективному взаимодействию.
Из вариантов существует модель Бар-Она, которая включает эмоциональные, межличностные, адаптационные и стрессоустойчивые компетенции. А также Модель Гоулмана которая популярна в менеджменте и образовании.
Компоненты по Гоулману:
Самоосознание — понимание собственных эмоций.
Саморегуляция — управление эмоциями.
Мотивация — способность к целенаправленной деятельности.
Эмпатия — понимание эмоций других людей.
Социальные навыки — установление и поддержание отношений.
Эта модель часто используется в практике развития лидерства, коучинга, HR. Она основана на самооценке и субъективных опросниках.
Социально-культурный подход
В данном подходе уделяется внимание исключительно культурным нормам, социальным контекстам и моделям взаимодействия, принятым в обществе. Т.е. понимание и выражение эмоций могут отличаться в разных культурах. Здесь подчёркивается роль социального обучения и воспитания в развитии ЭИ.
Интегративный подход
Интегративный подход комбинирует вышеперечисленные, т.е. когнитивные способности, личностные черты и социокультурные нормы. Например, модель Petrides & Furnham различает:
Трейтовый ЭИ (основанный на самооценке личностных характеристик).
Способностный ЭИ (основывающийся на объективных тестах, как у Mayer & Salovey).
Особенностью этого подхода является то, что он признаёт, как врождённые, так и приобретённые аспекты ЭИ. А также учитывает контекст (социальный, культурный и профессиональный).
В общем, понятие эмоциональный интеллект весьма ёмкое. Все перечисленные модели не противоречат друг другу. Всё зависит от целей исследования и применения.