Что такое психотип?

Некоторое время назад в ответ на видеоурок о психотипах мы получили вот такой комментарий: «Давайте не будем делать вид, что психотипы существуют». Обучающийся отрицал наличие психологической типологии, ссылаясь на то, что изучает наш подход, но имеет свое мнение на этот счет. Предлагаем разобраться в этом вопросе. Создание типологии – это закономерный процесс развития любого научного знания, необходимый для систематизации имеющихся представлений. Одним из первых попыток введения типологии личности принадлежит Гиппократу для обозначения темпераментов, чей понятийный аппарат используется и ныне. Цель построения типологии заключается в группировке и упорядочивании, выявлении сходств и различий, поиске надежных способов распознавания и идентификации изучаемых объектов. По способу построения различают теоретическую и эмпирическую типологию. Теоретическая типология базируется на понимании множества исследуемых объектов как системы, вычленении системообразующих связей и построении представлений о структурных уровнях объекта. Эмпирическая типология основывается на количественной обработке полученных данных, регистрации устойчивых признаков сходства и различия.

Типология имеет свой предмет в виде совокупности главных свойств объектов/явлений, положенных в основу каждой группы. Признаки группы выступают критериями типологизации. К известным психологическим типологиям относятся: психологические типы К.Г. Юнга, типология Э. Кречмера, типология темперамента И.П. Павлова, типология акцентуаций характера и психопатий А.Е. Личко, типология характера и акцентуаций К. Леонгарда и др.
Описательные характеристики психологического типа представлены в психологических источниках в достаточной степени. Понятие «тип», в основном, рассматривается с точки зрения двух подходов: типичный «как средний» и типичный «как крайний». В первом случае тип описывается «как результат обобщения характеристик множества представителей той или иной социальной группы или форм проявления тех или иных психологических качеств. Он представлен в виде усреднённого, обобщённого, «нормального» образа человека» (например, истероидный психотип, эпилептоидный психотип). Во втором случае за основу описания типа принимается некая противоположность типов по смысловой характеристике их признаков с добавлением среднего типа, имеющего усреднённую смысловую сущность (интроверт-экстраверт-амбиверт). Объединив рассмотренные подходы, остановимся на следующем определении психологического типа (по В.А. Ганзену):

Психологический тип (психотип) – образец, служащий для объединения элементов на основе соотношения их существенных свойств, рассматриваемых в совокупности, и обладающий максимально выраженным своеобразием.

По мнению В.А. Ганзена, отечественного психолога, автора методики системного описания целостных объектов, описание научного типа должно включать в себя такие компоненты:
* описание состава психологических характеристик типа;
* описание иерархии типологических характеристик – существенные,
малосущественные, несущественные;
* указание максимальной меры выраженности качеств;
* описание взаимосвязей между типологическими характеристиками;
* описание ореола психологического типа – особенности поведения, патологий, проблем, предпочтений, вытекающих из наличия данной структуры психологических качеств.

Исходя из описанного выше, мы делаем вывод, что наша модель оперативной психодиагностики, основанная на особенностях ВНД (теория И.П. Павлова), психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика, отвечает требованиям, предъявляемым психологическим типологиям. Для большей ясности, добавим в статью несколько важных определений понятий, на которые мы опираемся в нашем подходе.

Темперамент – это устойчивая система индивидуальных психофизиологических особенностей личности, характеризуется силой, подвижностью, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Как верно отметила Л.Н. Собчик в своей книге «Стандартизированное многофакторное исследование личности СМИЛ», характер – результат взаимодействия темперамента с окружающей средой.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, сочетание уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность. Отдельно отметим еще раз, в рамках изучения оперативной психодиагностики мы опускаем наличие индивидуальности, описывая общие признаки конкретного психотипа.

Упоминая глубинную структуру личности, мы говорим о базовом психотипе, определяющем ведущую базовую поведенческую тенденцию, также описанную через общие признаки конкретного психотипа. Проблему индивидуальности мы решаем через применение комплекса различных инструментов профайлинга.

Не так давно мы начали взаимодействие с Институтом прикладной психологии Л.Н. Собчик. Удивительно, как наши подходы во многом схожи. Теория ведущих тенденций, описанная автором, опирается на идею ведущей тенденции. Вот как описывает ее Л.Н. Собчик:
«Ведущая тенденция – это дефиниция, обозначающая основную вертикаль древа личности, которая включает в себя врожденные, генетически переданные психофизиологические особенности в качестве индивидуально-личностной диспозиции. Именно на ее базе во взаимодействии с влиянием социума формируются те свойства характера, которые продолжаются в «вершинной» конструкции зрелой личности, но уже под контролем сознания и нравственных установок».

И у нас есть прекрасная новость для всех, кто хотел бы расширить свои психологические знания и инструментарий. В ближайшее время мы проведем интервью с директором Института Прикладной психологии Л.Н. Собчик Юргиной Надеждой, в котором вы сможете узнать о методике СМИЛ, сходствах и различиях наших подходов, возможностях и ограничениях тестовых и бестестовых методик. Следите за нашими новостями и публикациями.