— Эмоции лжеца.
— Микровыражения.
— Фальсификация эмоций.
И здесь я снова вспомню об ученом П. Экмане. Его известности способствовал еще один факт. Совместно со своим коллегой Уоллесом Фризеном он создал систему кодирования лицевых движений FACS, в которой они описали и закодировали все двигательные единицы и дескрипторы. Система получила международную известность. За время работы над системой Пол Экман настолько углубился в интересующий предмет, что это стало одной из причин возможности открытия микровыражений. Микровыражения — еще один вклад, который внес Пол Экман в науку. Он впервые обратил внимание,что некоторые люди демонстрируют выражение эмоции очень короткое время, которое трудно за-метить нетренированному взгляду.
Микровыражение — это короткое непроизвольное выражение лица, появляющееся у чело-века, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. в контексте детекции лжи этот вид проявления эмоций очень важен для нас. Микровыражения не поддаются сознательному контролю и появляются независимо от желания человека. Продолжительность микровыражения составляет приблизительно от 1/25 до 1/5 секунды и является своеобразным окном в мир истинных эмоций человека.
Это подтверждает идею Ч. Дарвина из упомянутой выше книги «О выражении эмоций у человека и животных» о том, что очень сложно подавить непроизвольное сокращение мышц в том случае, когда трудно вызвать сокращение этих мышц по желанию. Иными словами, если ты не можешь вызвать у себя по собственному желанию какое-либо выражение лица, то тебе также трудно его подавить, когда оно возникает непроизвольно.
Микровыражения позволяют прочесть истинную эмоцию человека. В нашем случае микровыражение может быть признаком «двойного послания», когда вербально собеседник говорит об одном, а не-вербально проявляет противоположные эмоции.
Например, слова мужа «Какой вкусный борщ!» с микровыражением отвращения — это классическое «двойное послание» или, нашими словами, утечка лицом. Или слова опрашиваемого «Жаль, что у вас нет зацепок. Я очень хочу вам помочь найти преступника» с микровыражением презрения или радости на лице.
Умение видеть и распознавать микровыражения можно тренировать. Для этого есть специальные программы (SETT, Мимика 3.0 и др.). Кроме того, можно развивать навык отслеживания эмоций через наблюдение за лицами людей.На основании работ Пола Экмана можно выделить критерии отличия сознательно вызванных выражений лица (фальсифицируемых) от непроизвольных спонтанных:
1. Морфология. Присутствие «надежных» сигналов повышает вероятность того, что мимическая реакция непроизвольна. Почти у каждой эмоции есть «надежные» сигналы. Например, у радости — это наличие «гусиных лапок» во внешних уголках глаз, у печали — приподнятые внутренние уголки бровей, у удивления — расслабленный рот и короткая продолжительность. Знание особенностей и натренированность «глаза» позволят тебе определять эти сигналы.
2. Симметрия. Признаком сознательного контроля может быть асимметричное выражение лица. Отвращение и презрение могут проявляться как асимметрия и при истинности эмоций. Все остальные эмоции в идеале одинаково проявляются на обеих сторонах лица (радость, печаль, гнев, страх, удивление).
3. Продолжительность эмоций. Слишком короткое по продолжительности проявление эмоции, не являющееся микровыражением (менее 1/2 сек), скорее признак произвольности, чем спонтанно-сти. То же самое можно сказать и о длинном проявлении эмоций (более 5 сек). Конечно, здесь нужно учитывать и саму эмоцию. Удивление не может быть продолжительным, а гнев — коротким.
4. Быстрота начала проявления и скорость угасания эмоций. Произвольное выражение эмоции начинается быстрее и резче, нежели сознательно вызванное. Скорость угасания у спонтанной эмоции ниже, чем скорость возникновения.
5. «Баллистическая траектория выражения».
Выражение с однородным ускорением, без «рыв-ков» при мимическом выражении — это признак спонтанности.
Среди приемов, которыми пользуются лжецы для сокрытия истинных эмоций, стоит отметить такие, как симуляция, нейтрализация, маскировка.
Симуляция представляет собой демонстрацию той эмоции, которую лжец не испытывает. Например, стюардесса, демонстрируя радушие и дружелюбие по отношению к пассажирам, использует симуляцию, так как не испытывает этих чувств к каждому пассажиру. Или коллега симулирует радость при новости о рождении сына у сотрудника, не испытывая при этом никаких положительных эмоций.
Причастный может симулировать заинтересованность в том, чтобы помочь верификаторам скорее разобраться в том, кто украл деньги из сейфа.
Нейтрализация является противоположно-стью симуляции. Ее используют лжецы, чтобы скрыть сильную эмоцию путем нейтрализации всех каналов, подавления проявления эмоции и контроля всего своего тела. Это непростая форма сокрытия эмоций, так как требует высокого уровня самоконтроля, сосредоточенности и владения навыками эмоциональной регуляции. Причастный, использующий данную форму сокрытия эмоций, выглядит излишне напряженным, искусственно безэмоциональным, «одеревеневшим».
Маскировка — это своего рода соединение двух перечисленных форм. Причастный испытывает сильную эмоцию, например страх, старается ее не демонстрировать, а показывает ту эмоцию, которую не испытывает в данный момент, например гнев. И тогда ты можешь наблюдать смешение эмоций, которое не может долго продолжаться, так как требует усилий со стороны человека, использующего маскировку. Твоя задача — понаблюдать в динамике и, возможно, использовать мягкие провокации как способ дезориентировать для выявления истинной эмоции.
В моей практике было несколько ярких случаев, когда утечка лицом, проявившаяся как микровыражение, позволила мне подтвердить свой вывод о причастности человека.