Эмоциональное профилирование

В профайлинге важное значение уделяют эмоциональному профилированию. В прошлом веке большой вклад в исследование эмоций и эмоциональное профилирование внес Пол Экман, работы которого по эмоциям до сих пор являются классическими. Однако, современный профайлинг существенно развил теорию Пола Экмана в области структуры, причин и следствий эмоций. Эмоции оказывают значительное влияние на наши фильтры восприятия и, значит, принимают непосредственное участие в формировании наших ценностей и убеждений. Правильно составленный эмоциональный профиль человека включает в себя не только определение базовой эмоции, но, также описывает базовые ценности и убеждения, определение которых является неотъемлемой составляющей профайлинга.

Приведем несколько упрощенное описание П.Экмана признаков двух эмоций: печали и радости. В таблицах видно, что каждая эмоция характеризуется своим набором внешних признаков, по которым данную эмоцию можно определить, чему в своих работах П.Экман уделяет наибольшее значение, при этом мало описывая причины и следствия эмоции, а также стиль мышления и восприятия человека с определенной базовой эмоцией.

Профайлинг это упущение исправляет.

Представляет Вам выдержки из более полного описания этих важных для профайлинга составляющих:

Печаль
Причина эмоции: субъективно невосполнимая утрата критерия
Следствие: акцент на сохранении имеющегося, заторможенность, рефлексия,сокращение коммуникации.
«Сильные стороны» эмоции «Слабые стороны» эмоции
1. Аналитичность и рефлексия
2. Ответственность и стабильность
3. Последовательность и исполнительность.
1. Медлительность и ригидность.
2. Низкая производительность.
3. Рассматривает мир как потенциальную угрозу.

Таким образом, мы видим, что для человека с базовой эмоцией печаль характерны следующие личностные качества: замкнутый, закрытый, консервативный, неторопливый, надежный, неизменный, постоянный, традиционный, мудрый, опытный, основательный, последовательный, ответственный, почтительный, сдержанный, снисходительный, флегматичный,
экономный.

Из базовых ценностей данной эмоции также выдел им несколько основных: долговечность, мудрость, опыт, постоянство, репутация, семья, уважение, стабильность.

Таким образом, как мы видим, это практически полностью соответствует личностным качествам и ценностям дона Корлеоне, о котором мы писал и не так давно.

Также приведем выдержки из описания эмоции радость:

Радость
Причина эмоции: удовлетворение (неожиданное) значимого критерия
Следствие: акцент на коммуникации, общении и отдыхе.
«Сильные стороны» эмоции «Слабые стороны» эмоции
1. Креативность и творчество.
2. Общительность и искренность.
3. Рассматривает мир как то, откуда можно взять ресурсы.
1. Отсутствие склонности к ответственности и выполнению обязательств
2. Невозможность повторить результат, постоянный экспромт.
3. Высокая энергозатратность.

Личностные качества: азартный, артистичный, веселый, изобретательный, инициативный, креативный, оригинальный, сексуальный, сообразительный, спонтанный, целеустремленный. И несколько актуальных ценностей, которые человек будет стремиться реализовать в этом состоянии: азарт, веселье, индивидуализм, креативность, индивидуальность, сюрприз, оригинальность, неординарность, интерес, сексуальность, спонтанность, эксрессивность. И, как мы видим, это также практически полностью соответствует недавнему нашему описанию Соллоцио, который вел безуспешные переговоры с доном Корлеоне.

В итоге мы получаем, что эмоции, личностные качества и актуальные ценности наших переговорщиков слишком отличаются друг от друга, чтобы они имели возможность договориться и Соллоцио нужно было несколько изменить свою коммуникацию, чтобы своим поведением демонстрировать другие, более близкие для дона Корлеоне ценности и качества.

Таким образом, эмоциональное профилирование может существенно дополнить метапрограммное профилирование и предоставить важную информацию, которую можно использовать для повышения эффективности деловой коммуникации.