В профайлинге важное значение уделяют эмоциональному профилированию. В прошлом веке большой вклад в исследование эмоций и эмоциональное профилирование внес Пол Экман, работы которого по эмоциям до сих пор являются классическими. Однако, современный профайлинг существенно развил теорию Пола Экмана в области структуры, причин и следствий эмоций. Эмоции оказывают значительное влияние на наши фильтры восприятия и, значит, принимают непосредственное участие в формировании наших ценностей и убеждений. Правильно составленный эмоциональный профиль человека включает в себя не только определение базовой эмоции, но, также описывает базовые ценности и убеждения, определение которых является неотъемлемой составляющей профайлинга.
Приведем несколько упрощенное описание П.Экмана признаков двух эмоций: печали и радости. В таблицах видно, что каждая эмоция характеризуется своим набором внешних признаков, по которым данную эмоцию можно определить, чему в своих работах П.Экман уделяет наибольшее значение, при этом мало описывая причины и следствия эмоции, а также стиль мышления и восприятия человека с определенной базовой эмоцией.
Профайлинг это упущение исправляет.
Представляет Вам выдержки из более полного описания этих важных для профайлинга составляющих:
Печаль | |
Причина эмоции: субъективно невосполнимая утрата критерия | |
Следствие: акцент на сохранении имеющегося, заторможенность, рефлексия,сокращение коммуникации. | |
«Сильные стороны» эмоции | «Слабые стороны» эмоции |
1. Аналитичность и рефлексия 2. Ответственность и стабильность 3. Последовательность и исполнительность. |
1. Медлительность и ригидность. 2. Низкая производительность. 3. Рассматривает мир как потенциальную угрозу. |
Таким образом, мы видим, что для человека с базовой эмоцией печаль характерны следующие личностные качества: замкнутый, закрытый, консервативный, неторопливый, надежный, неизменный, постоянный, традиционный, мудрый, опытный, основательный, последовательный, ответственный, почтительный, сдержанный, снисходительный, флегматичный,
экономный.
Из базовых ценностей данной эмоции также выдел им несколько основных: долговечность, мудрость, опыт, постоянство, репутация, семья, уважение, стабильность.
Таким образом, как мы видим, это практически полностью соответствует личностным качествам и ценностям дона Корлеоне, о котором мы писал и не так давно.
Также приведем выдержки из описания эмоции радость:
Радость | |
Причина эмоции: удовлетворение (неожиданное) значимого критерия | |
Следствие: акцент на коммуникации, общении и отдыхе. | |
«Сильные стороны» эмоции | «Слабые стороны» эмоции |
1. Креативность и творчество. 2. Общительность и искренность. 3. Рассматривает мир как то, откуда можно взять ресурсы. |
1. Отсутствие склонности к ответственности и выполнению обязательств 2. Невозможность повторить результат, постоянный экспромт. 3. Высокая энергозатратность. |
Личностные качества: азартный, артистичный, веселый, изобретательный, инициативный, креативный, оригинальный, сексуальный, сообразительный, спонтанный, целеустремленный. И несколько актуальных ценностей, которые человек будет стремиться реализовать в этом состоянии: азарт, веселье, индивидуализм, креативность, индивидуальность, сюрприз, оригинальность, неординарность, интерес, сексуальность, спонтанность, эксрессивность. И, как мы видим, это также практически полностью соответствует недавнему нашему описанию Соллоцио, который вел безуспешные переговоры с доном Корлеоне.
В итоге мы получаем, что эмоции, личностные качества и актуальные ценности наших переговорщиков слишком отличаются друг от друга, чтобы они имели возможность договориться и Соллоцио нужно было несколько изменить свою коммуникацию, чтобы своим поведением демонстрировать другие, более близкие для дона Корлеоне ценности и качества.
Таким образом, эмоциональное профилирование может существенно дополнить метапрограммное профилирование и предоставить важную информацию, которую можно использовать для повышения эффективности деловой коммуникации.