Анализируя характер запросов к нам за последние полгода, мы обнаружили значительный рост интереса к теме профессионального самоопределения школьников, абитуриентов и студентов. Теме профориентации посвящено все больше статей и даже управленческих решений. Этот вопрос стоит на повестке на государственном уровне и ему уделяется много внимания. С этого учебного года стартовал курс «Россия – мои горизонты». В рамках этого курса вводится обязательная для всей страны профориентационная подготовка 6-11 классов. Этот курс призван помочь молодому подрастающему поколению определиться с тем, какой путь в будущем для себя выбрать, какие экзамены сдавать, в какой вуз поступать, какую профессию выбрать. Профессиональное самоопределение волнует и школьников, и их родителей. В этой статье мы снова затронем тему применения профайлинга в профориентации. Однако поговорим мы о комплексной оценке.
Все вы уже знаете, что свойства нервной системы являются условной почвой, на которой легче формируются одни формы поведения, и труднее – другие. В рамках модели оперативной психодиагностики мы говорим о совокупности «свойства нервной системы + базовая адаптивная реакция». Знание уже только этих особенностей личности во многом дает значительное понимание профиля и возможность высоковероятностного прогноза и дачи точных рекомендаций. Если к этому вы будете знать примерный год рождения исследуемого человека и стиль воспитания в семье, вы многое расскажете о том, в каких сферах и областях он будет успешен или нет. Знание особенностей и ценностей молодого поколения является важным подспорьем для понимания их сильных и слабых сторон. Для этого стоит сказать несколько слов о теории поколений и интересующем нас поколении «Z» (и это не про политику).
Согласно концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува, разработанной начале 90-х, примерно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схож с убеждениями предшественников. Теория поколений описывает временные циклы в истории и связанные с ними характерные особенности и взгляды людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. В целом, большое количество ученых солидарны с таким делением, в том числе, на разных континентах. Есть некоторые споры в границах этих поколений, но специалисты согласны с теми предположениями, которые выдвинули авторы. Каждое крупномасштабное, глобальное на мировом уровне изменение в определенном хронологическом интервале, воздействует на формирование взглядов молодых людей на жизнь. При этом система ценностей предыдущего поколения остается почти неизменной. Это дает возможность, зная дату рождения человека, понимать приблизительные черты и ценности, свойственные поколению. Авторы выделяют следующие поколения: молчаливое поколение, беби-бумеры, Х, У, Z, Альфа. Возвращаясь к поколению «Z» (1996/2000 – 2010/12 – плавающие границы связаны с разными мнениями специалистов), перечислим свойственные ему черты:
- Нет четкого образа будущего.
- Привыкли к ситуации бесконечного выбора.
- С малых лет окружены гаджетами и прекрасно разбираются в технологиях.
- Хорошо ориентируются в современном мире и окружающей информации.
- Важно непрерывное движение и впечатления: пробуют все новое и быстро переключаются с одного на другое.
- Стремятся охватить как можно больше разноплановой информации и получить как можно больше впечатлений.
- Легко «переобуваются», меняют точку зрения и интересы.
- Тяга к непрерывному нешкольному самообразованию.
- Не любят читать, интереснее смотреть и слушать.
- Не воспринимают большой объем информации – длинные видео, заумные тексты.
- Эгоцентричность, зацикленность на внешности.
- Коммуникабельность, зависимость от общественного мнения.
- Не боятся бросить себе вызов и проверить себя «на прочность».
- Хотят видеть равенство и отсутствие дискриминации вокруг себя.
- Стремятся быстрее повзрослеть.
- Более амбициозны и не боятся вызовов.
И вот перед нами портрет тех молодых специалистов, которые находятся в поиске своего места в жизни. И надо сказать, это значительно отличается от тех ценностей, которые «насаживались» старшим поколением. Это не плохо, и не хорошо, каждое поколение – «продукт» своего времени. Их особенности можно и нужно направить на то, что у них получается лучше всего. Поколение «Z» более ориентированы на личное развитие, их умения можно использовать в работе над стартапами или во время запуска новой линейки продуктов и услуг, ориентированных на их поколение. Им важно получить опыт и навыки, которые потом пригодятся в их личных проектах или помогут им продвинуться по карьерной лестнице. При этом их отпугивает стандартный рабочий график в офисе, любят свободу и ищут вдохновение, поэтому им подходит гибкий график или удаленная работа с возможностью быть на связи. В работе можно использовать их гибкость, умение отслеживать тренды и тягу к самосовершенствованию.
Умение взаимодействовать с молодыми людьми, понимание их уникальности и отличий от остальных – это залог успеха и их самостоятельности. Игнорирование своеобразия «зетов» может привести к серьезным проблемам в дальнейшей трудовой мотивации. Для наглядности приведем несколько примеров молодых абитуриентов, являющимися представителями поколения «Z», которые к нам обращались.
Пример первый. Молодой парень, яркий, увлекающийся, эмоциональный, имеющий прекрасные задатки для реализации на творческом поприще. Но не понимающий, чего хочет в жизни. Стиль воспитания: манипулятивно-авторитарный. Все решения в семье принимаются мамой. Не пройдена инициация, не дана самостоятельность хотя бы в зачатке. Воля, желания и личность подавлены. Отсюда слабая жизненная позиция, отсутствие понимания своих желаний, не умение принимать решения и ответственность за себя. Для родителей, придерживающихся такого стиля воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное будущее. И давать рекомендации по профориентации для таких запросов – не просто, но возможно.
Пример второй. Молодая девушка, отлично понимающая, чего хочет в жизни. Разносторонние интересы, учеба, спорт, хобби. Отношение родителей: переживаем, но даем все попробовать. Опасный спорт – страшно, но это ее выбор. Желание заниматься тяжелой работой по уходу за животными, которая не дает перспектив – пожалуйста, пусть поработает на летних каникулах и съест свой пуд соли. Грамотный мудрый подход к ребенку со своим мнением. Вот наше плечо, обопрись, если понадобится помощь. В результате спорт дал возможность развивать волевые качества; от желания работать с животными девушка сама отказалась, поработав и поняв, как это тяжело. Самостоятельность в принятии решений – важная составляющая для людей поколения «Z». Давать рекомендации по профориентации для таких запросов – одно удовольствие.
Исходя из вышеописанного, для решения задач профессионального самоопределения мы знакомим вас с новой формулой анализа личностных компонентов:
Б + К + В = ТОЧНЫЙ ПРОФИЛЬ, где
- БАЗА (Б) – это свойства нервной системы и базовая адаптивная реакция
- КОНТЕКСТЫ (К) – это фильтры восприятия (метапрограммы) и стиль воспитания
- ВРЕМЯ (В) – это особенности и ценностные ориентации поколения.
Комплексный подход при анализе профиля позволяет обозначить не только варианты профессий и направлений для развития, профессиональные возможности и ограничения, а также даст понимание способов постановки задач, роли в командной работе, особенностях поведения в ряде контекстов, условиях работы и взаимодействия.