Первый российский прототип полиграфа: кто же автор?

Многие интересующиеся темой верификации лжи слышали, что официальное признание инструментальных методов детекции лжи в нашей стране датировано 25 июня 1975 г., когда Ю. В. Андропов подписал приказ о создании 30 лаборатории КГБ СССР. На лабораторию были возложены задачи по практическому использованию исследований с применением полиграфа и проведению научно-прикладных исследований по инструментальной детекции лжи. Но далеко не все знают, что работа по созданию первого полиграфа в СССР была осуществлена за полвека до этого. Полиграфологи, впервые знакомящийся с работами Александра Романовича Лурия, могут быть удивлены: в них описаны и сформулированы многие фундаментальные и инновационные идеи современной полиграфологии. Что любопытно, многие из исследований датируются 1920-ми годами.

Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – удивительный советский ученый, внесший неоценимый вклад в область психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, психолингвистики, и не только. Доктор медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР и нескольких американских академий, почетный член множества научных обществ и университетов в Европе. А если копнуть глубже, то это ученый с мировым именем, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член швейцарского, французского, британского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов, и конечно, участник знаменитой «тройки» выдающихся советских психологов, совместно с Выготским и Леонтьевым. Первые публикации по психологии были написаны им еще в студенческие годы, и многие высказанные им в первый период научного творчества идеи сегодня являются классикой психологии.

А.Р. Лурия являлся автором огромного количества статей, которые он начал писать уже в начале своего научного пути. Ранние статьи, написанные Лурией и опубликованные в основанном самим Лурией журнале, привлекли внимание К. Н. Корнилова, директора Московского психологического института, и он пригласил молодого исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование по психофизиологии, получившее международный резонанс, речь идет о сопряженной моторной методике. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К. Г. Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. Описывая вклад А.Р. Лурия в создание прототипа полиграфа можно отметить следующие хронологию:

  • В 1923 г. А.Р. Лурия провел ассоциативно-моторный эксперимент с целью диагностики следов аффекта у преступников. Суть методики заключалась в следующем: от испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой пневматическую грушу. Среди предъявляемых слов были как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный смысл. В том случае, когда стимул был значимым для испытуемого и провоцировал переживания, можно было зафиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. В ходе этого эксперимента выяснилось, что моторная реакция, сопряженная с нормальным ассоциативным процессом, протекает правильно и представляет из себя простое неискаженное нажатие. Моторика же аффективного процесса всегда дает признаки значительного возбуждения: на кривой нажатия появлялись признаки выраженного дрожания, ломкость.
  • С 1927 года А.Р. Лурия начал вторую часть исследования, проверил свою методику в реальных условиях раскрытия преступлений. Всего им было обследовано около 50 человек, причастных к убийствам. У всех обследуемых время нажатия на кнопку, при предъявлении значимых вопросов, увеличивалось на 24%.
  • Этот опыт Лурия обобщил в книге «Природа человеческих конфликтов», которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 г. и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.

Фундаментальный принцип изложен Лурией А.Р. в этой фразе «…Единственная возможность изучить механику внутренних “скрытых” процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно-протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение. Изучая эти внешние, доступные наблюдению корреляты, мы имели бы возможность тем самым изучать недоступные нам непосредственно “внутренние” соотношения и механизмы».

Сказанное и является основой сопряженной моторной методики А.Р. Лурия.

Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства, на которых не раз останавливался и сам Лурия. Во-первых, речь идет о «сопряжении», которое заключается в одновременности, а не в следовании друг за другом, внешних (т.е., в нашем случае, физиологических) и внутренних (психических) процессов, а также в их объединенности в единую систему процессов (которую можно интерпретировать как систему деятельности). Во-вторых, речь идет об «отражении», которое здесь можно понимать вполне по-математически: между процессами существует связь, рассматриваемая как функциональная.

Последовательно описывая ход и результаты множества различных опытов, Лурия выявил эффекты и явления, интересные и для современной полиграфологии. Главное, что было четко установлено: нарушения процесса ассоциации, устойчиво отражаются в непроизвольных моторных реакциях.

Однако исследовательская методика А.Р. Лурии не превратилась в технологию измерения, которая бы массово использовалась на практике и, тем более, не дала толчок для инструментальной детекции лжи в ближайшие десятилетия в СССР. Как и было отмечено в начале статьи, оттепель в отношении применения полиграфа началось значительно позже, в 60-70 ее гг. ХХ в.

 

Мартьянова Людмила