5 волшебных заклинаний для составления профиля

Выпускники наших курсов не единожды интересовались, есть ли волшебная таблетка для того, чтобы составлять профиль более точно. Есть ли готовый список вопросов, которые необходимо задавать на интервью для выявления психологического профиля личности, например, в контексте кадровой беседы. В этой статье мы подобрали 5 заклинаний, волшебных рабочих инструментов, которые дают более полное представление о личности, ее особенностях и стратегиях поведения. Вот эти инструменты:

  1. Первый и самый простой – вопросы о достоинствах и недостатках человека. В большинстве случаев ответы на него репрезентативны. Позволяют методом исключения отсеять психотип, который не проявляется в личности, либо путем допущения и измерения качества выявить имеющиеся радикалы. Например, если кандидат говорит, что он справедлив, уточняйте контекст проявления этого качества. В случае, когда человек говорит о своей бесконфликтности, проверьте это путем легкой провокации, вступив в спор о чем-то незначительном. Пропускайте мимо ушей качества-ценности, качества-способности и качества-привычки, которые могут быть свойственны людям, независимо от психотипа. Например, доброта, высокий интеллект, наличие вредных привычек и др.
  2. Следующий инструмент в списке: пул вопросов о том, что кандидату нравится и не нравится в людях, что подкупает и что раздражает, что важно и что не важно при коммуникации и взаимодействии с ними. Ответы раскрывают его ценностную картину, профессиональные возможности и ограничения, а также могут подсказать психотип личности. Например, в топе того, что раздражает эпилептоида обычно можно встретить такие ответы: ложь, тупость, разговоры за спиной.
  3. Еще один ряд вопросов для получения показательных ответов – вопросы о профессии. Звучат они так: «Подумайте и назовите 5 профессий, кем бы вы еще хотели работать / чем заниматься, помимо своей деятельности и почему?», «Подумайте и назовите 5 профессий, кем бы вы не смогли работать или чем никогда бы не смогли заниматься и почему?». Чудесное средство для выявления профессиональных перспектив и границ, настоящих мотиваторов (загнанных внутрь под гнетом обстоятельств) и вариаций, в которых может отражаться настоящие потребности базового психотипа. Например, ответ одного истероида, работающего продавцом в магазине, включал в список желаемых профессий – дизайнера, актера, как возможность проявиться, стать значимым, а в список запретных профессий – работника государственной службы и пилота, в связи с необходимостью работать строго по уставу.
  4. Диагностичный инструмент – вопрос о родителях. Задавать его можно следующим образом. Мягко спросите, можно ли узнать информацию о родителях, уточните, живы ли они, и кто воспитывал кандидата. После этого попросите сравнить себя и маму на сходство и отличие: «Назовите 3 качества, чем вы похожи с мамой и 3 качества, чем отличаетесь?». Этот же вопрос задайте и о втором человеке, воспитывающем кандидата: папа, отчим, бабушка, дядя и т.д. Задача – узнать, что из личностных особенностей человек перенял у родителя, а что является его характеристикой по базовому психотипу. Например, мы видим, что кандидат имеет эмотивный и эпилептоидный радикалы примерно в равной пропорции, силу-слабость мы определить не смогли. Кандидат говорит, что похож на маму любовью к порядку и аккуратностью, но не похож на нее тем, что она слишком жесткая и вспыльчивая. Похож на папу любовью к людям, но не похож на него тем, что папа более энергичен и безответственен. По ответам мы можем сделать вывод, что папа гипертим, а мама эпилептоид, поэтому эпилептоидность встроенная. И у нас вырисовывается профиль – эмотив с эпилептоидной тенденцией.
  5. И пятый инструмент – инструмент «в лоб». Попросите кандидата в порядке убывания расставить по важности ценность ряда потребностей в его жизни: безопасность, стабильность, контроль, значимость, возможность проявиться, получение новых эмоций и опыта, гармония при отношениях с людьми, возможность создания нового, создание масштабных проектов, управление людьми, получение выгоды, независимость, новые знания и др. Список можно пополнить любыми другими ценностями и потребностями. И, исходя из расстановки, вы сможете выявить важные особенности личности на данный момент, психологические характеристики и мотиваторы.

В список вопросов (заклинаний) в данной статье мы не внесли проективные методики и вопросы, которые также имеют большую диагностическую ценность. О них мы расскажем в последующих статьях.