В профайлинге много внимания уделяется жестам и мимике, как основам невербального поведения. Но почему-то совсем немного говорится о звуковой модальности невербалики, т.е. голосе? Ведь голос также является производным от движения мышечных групп, средством выражения чувств, отражает эмоций и в значительной степени неподконтролен для говорящего.
Причины, на мой взгляд, таковы:
-
Голос — сложный, малоизученный феномен. Он местами не поддаётся объяснению, измерению и экспериментальным доказательствам о его взаимосвязи с эмоциями и характером. Чего только стоит такая характеристика как тембр, связанная с самыми тонкими душевными свойствами человека.
-
Помимо того, что в голосе многое сложно объяснить, он ещё и воздействует на чувства слушателя. А это затрудняет анализ… Увы, здесь требуются тренировки слуха, чтобы уметь произвольно ограничиваться от этого влияния. Ну а тренировки любят немногие)
-
Из последнего — большинство людей всё таки предпочитают «информационный фастфуд», поэтому обходят эту тему стороной.
Но всё же кое-что представителям науки и искусств удалось выделить и классифицировать. Если взять эти знания на вооружение, ваши способности в чтении людей существенно возрастут.
Человек одновременно является биологическим, психологическим и социальным существом. Все эти компоненты безусловно отражаются в звучании его речи, в каждой из её характеристик. На сегодняшний день самой полной схемой описания голосовых характеристик, является схема, предложенная немецким исследователем Ферменом:
Природные качества:
- 1. Высота (голосовой регистр).
- 2. Громкость (сила звучания).
- 3. Звучность (объем звучания).
- 4. Тембр (окраска звучания).
Процессуальные характеристики:
- Темп речи (скорость).
- Ритмомелодический строй (интонация).
- Акцентуация (ударения).
- Артикуляция (чёткость звучания).
Формальные (побочные, аксессуарные) качества:
- Стиль речи (общий характер звучания).
- Смысловая форма (построение предложений, выбор слов, охват текста, «подлинность»).
Вспомогательные признаки:
- Общие характеристики содержания речи.
- Первое впечатление о говорящем.
- Мимика и пантомимика, манера поведения.
- Целостное впечатление от голоса и речи.
Смысловая форма также учитывается, т.к. невозможно провести чёткую границу между явлениями звуковыми и смыслообразующими. А, всеми любимые, жесты и мимику Фермен отнёс к вспомогательным признакам.
Пока предлагаю Вам понаблюдать голос в повседневных коммуникациях. Например, голос своих близких. Какие у него постоянные качества? Когда и как он меняется? Как влияет на Вас?
В следующих статьях напишу как определять по голосу качества личности говорящего. Мы посвятим этому отдельную рубрику.