Анализ голоса в профайлинге

В профайлинге много внимания уделяется жестам и мимике, как основам невербального поведения. Но почему-то совсем немного говорится о звуковой модальности невербалики, т.е. голосе? Ведь голос также является производным от движения мышечных групп, средством выражения чувств, отражает эмоций и в значительной степени неподконтролен для говорящего.

Причины, на мой взгляд, таковы:

  • Голос – сложный, малоизученный феномен. Он местами не поддаётся объяснению, измерению и экспериментальным доказательствам о его взаимосвязи с эмоциями и характером. Чего только стоит такая характеристика как тембр, связанная с самыми тонкими душевными свойствами человека.
  • Помимо того, что в голосе многое сложно объяснить, он ещё и воздействует на чувства слушателя. А это затрудняет анализ… Увы, здесь требуются тренировки слуха, чтобы уметь произвольно ограничиваться от этого влияния. Ну а тренировки любят немногие)
  • Из последнего – большинство людей всё таки предпочитают “информационный фастфуд”, поэтому обходят эту тему стороной.

Но всё же кое-что представителям науки и искусств удалось выделить и классифицировать. Если взять эти знания на вооружение, ваши способности в чтении людей существенно возрастут.

Человек одновременно является биологическим, психологическим и социальным существом. Все эти компоненты безусловно отражаются в звучании его речи, в каждой из её характеристик. На сегодняшний день самой полной схемой описания голосовых характеристик, является схема, предложенная немецким исследователем Ферменом:

Природные качества:

  • 1. Высота (голосовой регистр).
  • 2. Громкость (сила звучания).
  • 3. Звучность (объем звучания).
  • 4. Тембр (окраска звучания).

Процессуальные характеристики:

  • Темп речи (скорость).
  • Ритмомелодический строй (интонация).
  • Акцентуация (ударения).
  • Артикуляция (чёткость звучания).

Формальные (побочные, аксессуарные) качества:

  • Стиль речи (общий характер звучания).
  • Смысловая форма (построение предложений, выбор слов, охват текста, “подлинность”).

Вспомогательные признаки:

  • Общие характеристики содержания речи.
  • Первое впечатление о говорящем.
  • Мимика и пантомимика, манера поведения.
  • Целостное впечатление от голоса и речи.

Смысловая форма также учитывается, т.к. невозможно провести чёткую границу между явлениями звуковыми и смыслообразующими. А, всеми любимые, жесты и мимику Фермен отнёс к вспомогательным признакам.

Пока предлагаю Вам понаблюдать голос в повседневных коммуникациях. Например, голос своих близких. Какие у него постоянные качества? Когда и как он меняется? Как влияет на Вас?

В следующих статьях напишу как определять по голосу качества личности говорящего. Мы посвятим этому отдельную рубрику.