Хантинг и вербовка

Это статья будет посвящена противодействию атакам хантеров и купированию попыток вербовки ваших сотрудников. И в ней мы поговорим о двух факторах риска, при которых персонал компании становится нелегитимным. Это хантинг – переманивание персонала и вербовка персонала для выполнения им специальных задач.

Общее при хантинге и вербовке – это сбор информации. А вот цели и задачи разные. У хантеров под прицел попадают сотрудники, нужные компании для развития и ведения бизнеса. Это амбициозные люди, профессионалы своего дела. Для вербовки чаще всего в компаниях ищут сотрудников с девиантным поведением. Об этом позже.

Хед-хантеры или, по-нашему, охотники за головами, это менеджеры по подбору персонала. Может чуть-чуть более талантливые и замотивированные. Часто, но не всегда, владеющие инструментами, полученными на курсах по этой профессии. Хантеры работают как обычные «подборщики», по заказу работодателя, закрывают вакантные должности. Но когда поступает особый заказ, заказ на специалиста, который трудоустроен и не ищет работу, хантер становится опасным для конкурентов своего заказчика. Конкурент может потерять сотрудников, занимающих ключевые позиции в его организации, то есть говоря языком хантера – стать Донором. И если хантер любит и знает свое дело, а донор не готов к атаке хантера, то чаще всего успех на стороне атакующего.

Нам посчастливилось быть знакомым с хантером, человеком, который семь лет назад руководил отделом персонала одной из сильнейших на то время в своем сегменте бизнеса торговой компании, с её «хантерской» помощью, развившейся и окрепшей. С разрешения нашей знакомой мы поделимся ее историями.

История первая.

В 23.30 зазвонил телефон и в трубке испуганный голос коллеги протараторил: «Это ужас, нам нужен новый руководитель направления, причем нужен человек из фирмы! На все про все – три дня, смотрела сайты, никто резюме не вешал». Вот так начались две бессонные ночи. Выбор был не большой, два человека из международной компании. Зарплата, которую я могла предложить, была высокой, но учитывая, что и в той компании, где они работали, платят не мало, да еще и работают в именитом бренде, надо было подумать хорошенько, чем их зацепить и как минимизировать возможность отказа. Посмотрела в социальных сетях, чем живут и первый, и второй. Почитала материалы с конференций, нашла их публикации. Посмотрела видео на YouTube.com. Утром, придя на работу, собрала информацию от тех сотрудников, которые общались с ними на выставках и конференциях. Проанализированный к концу второй ночи материал позволил сделать вывод, что заместитель всегда на заднем плане, а «тащит» проекты именно он. Вот вроде и все.  На следующий день позвонила ему, представилась, попросила уделить десять минут во второй половине дня, он согласился на встречу. За эти десять минут человек понял, что у нового работодателя он будет главным в своем направлении, и те идеи, которые не дали воплотить в жизнь тут, помогут новому работодателю семимильными шагами рвануть вперед. За двое суток подготовки и десять минут переговоров, ведущая мировая компания стала Донором.

История вторая.

Окончила вторые по счету курсы по хантингу. Надежды на получение знаний опять не оправдались. Во время обучения звучало много иностранных слов и много «воды», не узнала ничего нового, ничего интересного. Зря потраченное время и 70 000 рублей компании работодателя. Удивилась тому, что коллеги «подборщики» с радостью разглядывали цветные бумажки об окончании курса. Ох, столкнутся с проблемами, если пойдут по пути, предложенному на этих курсах.

К обеду приехала в офис и тут же была вызвана на «ковер» к собственнику.

– «Как учеба?» – И не дождавшись ответа – «Надеюсь, ты теперь вообще все знаешь, тебе и карты в руки. Завтра ежегодная выставка, на ней будет представитель компании «В» из города «К». На прошлой выставке я с ним разговаривал, приглашал к нам на новое направление, но не заинтересовал ни проектом, ни деньгами. Если ты его не купишь завтра, считай проект встал из-за тебя».

В кабинете сразу начала мониторить социальные сети. Набор фотографий скудный, а вот на страничке сайта… Есть! Юность в велоспорте и несколько новых фотографий на шоссейной «Кольнаге». Как говорит муж, этот велосипед – мечта спортсменов восьмидесятых-девяностых годов. Утром вместе с мужем закинули на багажник машины «шоссейники», мою «Пинареллу» и «Кольнагу» мужа. Припарковавшись на стоянке у места проведения выставки, одели велотуфли, велошлемы, нацепили спортивные очки и пошли по площади с выставленной техникой.

Цоканье велотапочек по асфальту и звук велосипедных трещоток сработали сразу и как надо. Топ отошел от погрузчика и начал разговор сам, о моей «Пинарелле», о «Кольнаге» мужа и, конечно, о его велосипедах. Минут через пятнадцать я сказала, что приятно было пообщаться, но нужно посмотреть, как развернулась на выставке наша фирма. Через час пошли обратно и заглянули туда, где расположилась компания донора. Муж затеял разговор о велокольце и треке в Крылатском, о соревнованиях в восьмидесятых… В итоге вечером встретились на велокольце, дали Топу велик на прокат. Нагонявшись вдоволь по переполненному разновозрастными велогонщиками велокольцу, зашли на велотрек, поговорили с тренером о зимних тренировках для ветеранов велоспорта. Праздник спорта удался.

Утром зазвонил телефон. Топ поздоровался и рассказал, что год назад его приглашал на проект наш шеф, но тогда он не думал что-либо менять. Попросил узнать, есть ли сейчас вакансии.

Хантер увидел «мечту детства» своего объекта, просматривая фотографии в социальных сетях. Так компания «В» из города «К» стала Донором.

Не забывайте о социальных сетях, интернет – это кладезь информации для хантера.

Как не стать донором? Как отразить атаки хантеров?

Для многих топов главное – создавать и развивать. Создавайте комфортные условия труда для таких специалистов. Развивайте командный дух. Устраивайте корпоративы, спортивные мероприятия, организовывайте обучение. Поздравляйте с праздниками. На Новый год дарите подарки детям. А главное – выплачивайте своевременно обещанное!

А иначе может быть так:

К нашим знакомым вышел на должность обычного менеджера топ-менеджер компании конкурента. Знакомые решили перестраховаться и провели проверку на полиграфе (вдруг его выгнали за откаты или заслали шпионить). Провели проверку. Нет реакций на предъявленные вопросы. Решили взять этого менеджера. Топ практически с нуля за год поднял продажи, развил сеть. Собственник решил, что филиалов на данный момент достаточно, надо удержать то, что есть, и минимизировать расходы. В том числе за счет сотрудников, не выплачивая квартальные премии. А что бы не мечтали о повышении окладов – ругал их ежеквартально. Топ был вызван и безосновательно отчитан за «плохую» работу, лишен «кварталки» да еще и услышал, что на улице соискатели в очереди стоят за меньшие деньги. В итоге – обида, увольнение по собственному желанию и поиск работы.

Еще пример. Одна из финансовых организаций переехала в офис open space. Эти офисы известны с давних времен и до сих пор остаются одним из самых популярных у работодателей видов планировки, так как аренда не велика. Итог минимизации расходов на аренду таков: два месяца висят вакансии программистов, появилась текучка кадров. Приходят люди на собеседования и уходят не довольные шумом в офисе. Топы подумывают об увольнении. Новые проекты застопорились. Компания перестала развиваться. Созданы идеальные условия для атак хантеров.

И, конечно, о службе безопасности. Отправляйте «безопасников» на выставки и конференции, где ваша организация принимает участие. Не забывайте об информационной безопасности. Сможете удержать своих сотрудников, значит не поделитесь с конкурентами вашими клиентами, вашим опытом работы и вашими разработками.

Теперь мы поговорим о том, как и для чего вербуют, и как купировать вербовку вашего персонала. При проверке трудоустраивающихся кандидатов на полиграфе бывает выявляются «засланные казачки». Конкуренты засылают своих людей для промышленного шпионажа или дестабилизации работы организации, возможно для решения той и другой задачи. Но если граница на замке, если ее охраняет грамотный отдел персонала, служба безопасности, да еще и проверка на полиграфе, недоброжелателям остается только пытаться завербовать ваших сотрудников.

А выглядит это примерно так. Вербовщики мониторят социальные сети, собирают информацию из других источников о ваших сотрудниках (какие места часто посещают, чем увлекаются, слабые и сильные стороны человека), и если находят людей с девиантным (отклоняющимся) поведением, или обиженных на своего работодателя, то встречаются и пытаются завербовать их.

Как? Да очень просто! Предлагают деньги за выполнение задач. Шантажируют, если есть за что зацепиться: любовницы, любовники, наркотики, незаконные деяния и тому подобное. Часто используют шантаж и деньги сразу. Используют медовые ловушки. Шантаж – это запугивание, и вербовщик сразу становится для человека врагом, тут уж кто для человека страшнее, служба безопасности работодателя или шантажист-вербовщик.

История для примера. В организации за серьезное нарушение депримировали одного из сотрудников. Придя домой и выпив пива, нетрезвый гражданин в чате написал клиентам фирмы, что хочет сменить работу, так как он очень честный, а его премии лишили на ровном месте. На следующий день этому товарищу позвонила девушка, которая представилась менеджером отдела персонала новой развивающейся компании. Сказала, что узнала, что он ищет работу, что ей нужны сотрудники с наработанной клиентской базой, гарантировала более высокую заработную плату, чем он имеет на сегодняшний день, и пригласила на собеседование. На собеседовании спрашивали о многом, в том числе о депримировании, сказали, что верят ему. Предложили пока не увольняться. Сказали, что на неделе заедут в новый офис, и тогда обязательно возьмут его на работу.

В выходной день позвонила та же девушка-менеджер и пригласила на встречу в кафе. После нескольких бокалов спиртного предложила ежемесячный заработок равный его нынешним доходам за небольшую помощь ее компании. Предложила не увольняться, а:

  1. Подать заявление в суд на работодателя за незаконное депримирование;
  2. Создать чат для коллег с целью дискредитации руководящего состава фирмы;
  3. В интернете разместить негативные отзывы о компании.

Сказала, что компрометирующие материалы для чата, заявление в суд и бонусную часть готова передать хоть сейчас. «А если вы не хотите сотрудничать, то… твои нетрезвые похождения к подружкам в цветных фото мы передадим твоей жене. Выбирай, немалые деньги и перспектива работать в нашей компании через три месяца за маленькую услугу или развал семьи?»

Товарищ взял паузу до вечера понедельника. Утром в понедельник испуганный менеджер пошел к директору по персоналу и уже вместе с ним в службу безопасности своей организации жаловаться на нечистоплотных обидчиков и просить о помощи. СБ этой компании профессионалы, люди уважаемые, помогли. Вербовка не удалась. Хорошо, что в этой организации работа была построена так, что сотрудники со своими проблемами могли обратиться к руководству, и им по возможности помогали.

О медовых ловушках.

Старый способ получения информации часто использовался спецслужбами для промышленного шпионажа. О мужчинах, которые могут как бы случайно встретить девушку с теми же увлечениями и потерять над собой контроль, выбалтывая интересующую ее информацию, подробно рассказывать не будем. Но затронем вот какой нюанс. В наше время руководящие посты в компаниях все больше занимают женщины. Образованные, умные, целеустремленные и талантливые, часто полностью отдающие себя любимой работе. Времени на семью не хватает, или не встретили своего мужчину по той или иной причине. Вот слабое место, по которому могут ударить нечистоплотные конкуренты. В жизни женщины вдруг может появиться идеальный на первый взгляд человек. Внимательный, помнит дату дня рождения, дату первой встречи, дарит цветы, совсем не глупый, почти без вредных привычек. Очень быстро он становится совсем родным, с ним можно обсудить рабочие проблемы, рассказать о своих новых проектах перед сном. Мы не предлагаем лезть в личную жизнь сотрудников. Но лучше быть в курсе, с кем они общаются. Вдруг казачек засланный.

Итак, подводим итоги.

  • Отдел персонала, заботящийся о коллективе.
  • Служба безопасности, знающая о сотрудниках практически все, работающая в контакте с отделом персонала.
  • Проверки лояльности соискателей, плановые проверки работающего персонала на предмет лояльности к организации.

Вот залог вашего успеха и возможность работать, не боясь атак хантеров и ловушек вербовщиков.