Насильственное преступление в семье

Одним из элементов криминалистической характеристики насильственных преступлений в семье являются сведения о личности возможного преступника.

Исследование лиц, совершающих насилие в отношении членов семьи, позволило выделить по степени стойкости агрессивно-насильственной направленности три их основных типа:

1. Неустойчивый (промежуточный) тип. К данному типу относятся лица, характеризующиеся в целом отрицательно, допускавшие ранее нарушение моральных норм и совершение различных правонарушений, в том числе и в сфере семейных отношений, а также ненадлежащее исполнение требований общественно приемлемых социальных ролей, но направленность на совершение насильственных посягательств против личности явно не выражена. Совершение насильственных преступлений нередко становится для них средством достижения особо значимых целей, способом завладения определенным «благом» (например, утверждение в роли главы семьи, самоутверждение, подчинение своей власти и т. д.).

Этим лицам свойственны самые полярные показатели по характеристикам, они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника (безразличие к общественному мнению, безответственность, различные варианты надежды на безнаказанность, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, неумение противостоять негативному влиянию ближайшего окружения, отсутствие позитивных привычек и устойчивых стереотипов правомерного поведения и др.) и законопослушного гражданина. Они формируются, как правило, в противоречивой микросреде, сочетающей позитивные и негативные влияния.

Насильственное поведение лиц данного типа во многом определялось дефектами их эмоционально-волевой сферы, слабым самоконтролем, крайне низкой эмоциональной устойчивостью, повышенной раздражительностью, аффективной ригидностью. Они поверхностно ориентированы в существующих социальных нормах, недостаточно способны к конструктивному анализу сложных ситуаций. В целом их насильственное поведение в семье строилось, как правило, под влиянием ситуативно возникавших импульсов и побуждений, являлось скорее аффективно обусловленным, чем рационально спланированным.

Вместе с тем насильственные преступления в семье в значительной мере были обусловлены неблагоприятной ситуацией (например, конфликты с другими членами семьи и т. п.). При этом решающее значение в генезисе насилия в семье имели именно взаимосвязь, взаимодополнение отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды (ситуации). К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которого оказывается ситуация преступления.

Среди всех изученных преступников представителей данного типа оказалось 27,1 %.

2. Устойчивый тип. Для представителей данного типа характерна четко и устойчиво выраженная агрессивно-насильственная направленность, сформированность стереотипа применения грубой силы. Они формировались в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушались. Их насилие в семье вытекало из привычного стиля жизни и обусловливалось стойкими антиобщественными взглядами, асоциальными установками и ориентациями. Они вели аморальный, антиобщественный образ жизни.

Мотивация их преступного поведения главным образом связана с такими отрицательными эмоциями, как раздражение, злость, месть, зависть и т. п. Для них достаточно незначительного повода, чтобы примитивный стереотип самоутверждения, связанный с применением физической силы, воплотился в насильственном преступном посягательстве, причем они, как правило, сами создают в семье криминогенную провоцирующую ситуацию. Вместе с тем агрессивно-насильственный способ межличностного взаимодействия для них является не единственно доступным, а лишь предпочитаемым, наиболее эффективным. Часто они ранее уже осуждались за насильственное преступление, в том числе совершенное в семье, иногда неоднократно. Для них характерно неоднократное совершение административных правонарушений, как правило, агрессивной направленности или связанных со злоупотреблением ими спиртными напитками. Многие из них состояли в ОВД на профилактическом учете как семейные дебоширы.

Они ориентированы преимущественно на собственные интересы, обладают высоким уровнем агрессивности, враждебным отношением к окружающим, не склонны сдерживать внешние проявления отрицательных эмоций, раздражительны, неуравновешенны, эмоционально неустойчивы. Насильственные преступления в семье совершались данной категорией преступников в условиях межличностных противоречий, которые, однако, не были для них остро травматичными или субъективно безвыходными. У них наблюдалось некоторое эмоциональное напряжение с сохранением планирования, самоконтроля, саморегуляции, достаточного прогноза возможных последствий своих действий.

Насильственные преступления в семье для лиц данного типа носило в большей степени инструментальный характер, т. е. использовалось как средство достижения какой-либо иной, не связанной с причинением вреда, преступной цели.

Удельный вес преступников данного типа среди всех семейных насильников составил 24,8 %.

3. Злостный тип.
Преступники данного типа отличались четко и устойчиво выраженной агрессивно-насильственной направленностью, которая носила глубоко укоренившийся, доминирующий, злостный характер, в результате чего их преступные действия в значительной мере утратили ситуационный характер. Провокация со стороны потерпевшего, как правило, вообще отсутствует, либо несопоставима с тяжестью наступивших последствий. Обычно они сами создают конфликтную ситуацию, провоцируют ее, чтобы затем удовлетворять свое желание применить к потерпевшему насилие. Часто насильственные преступления в семье совершались ими в условиях отсутствия каких-либо межличностных противоречий. У них наблюдался максимально высокий уровень агрессивности, которая являлась для них доминирующим способом самоутверждения, носила характер самоценности. Поэтому насильственные преступления в семье они осуществляли не ради удовлетворения каких-либо рациональных целей, а как самоцель.

Представители данного типа совершали рассматриваемые преступления в состоянии слабо выраженного эмоционального напряжения либо в относительно нейтральном эмоциональном состоянии. Они, как правило, неоднократно судимы, в том числе к лишению свободы, за насильственные преступления (специальный рецидив). Преступное посягательство на жизнь или здоровье члена своей семьи являлось для них закономерным звеном в цепи постоянных и непрекращающихся актов агрессивного поведения в разных сферах жизни. Испытывая хроническую эмоционально-психологическую напряженность, тревожность, они были готовы к импульсивной разрядке по самым незначительным поводам.

Ведущими личностными особенностями таких лиц являются крайне выраженный эгоцентризм, озлобленность, раздражительность, жестокость, цинизм, неспособность к сопереживанию, состраданию, антиобщественная направленность, преимущественная ориентация на собственные интересы и потребности, без мотивная враждебность в отношениях с окружающими, деформация морально-этической сферы, аффективная ригидность, злопамятность, повышенная эмоциональная неустойчивость, крайне низкий уровень самоконтроля, самооправдание, переложение ответственности и вины на окружающих.

По исследованным данным, в общем числе лиц, осужденных за насильственные преступления в семье, представителей данного типа оказалось 17,2 %.

Представленная типология носит условный характер и не каждый насильственный преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу (подтипу). При проведении изучения встречались и смешанные типы преступников, которым были присущи черты и других типов (подтипов). В целом, как показывают данные, личность преступника, совершившего насильственное преступление в семье, характеризуется существенной социально-правовой и нравственно-психологической деформацией. Вместе с тем необходимо помнить, что нет такого единого и единственного свойства личности, которое вызывало бы отклоняющееся поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Принципиально различает преступников и не преступников не одно какое-то свойство или их сумма, а качественно неповторимое сочетание и особый при этом удельный вес каждого, то есть комплекс личностных особенностей, который имеет характер системы.

Таким образом, к криминалистически значимым сведениям о насильственных преступлениях в семье, совершенных в отношении жертвы насилия можно отнести следующие:

а) обстановка совершения преступления – наибольшее количество насильственных преступлений в семье совершается в городской местности, в различных жилых помещениях, в темное время суток;

б) способ совершения преступления – насильственные преступления в семье совершаются с применением различных орудий, руками ногами, а также путем угроз и психического насилия, систематически, при этом жертва смиряется с насилием или пытается покончить жизнь самоубийством. Основное количество насильственных преступлений в семье совершается спонтанно, без предварительного умысла. Наиболее часто действия по сокрытию факта домашнего насилия производится после совершения преступления. При этом необходимо отметить, что данные действия могут производиться как преступником, так и самой потерпевшей;

в) Механизм следообразования – насильственные преступления в семье сопровождаются возникновением специфических следов, свидетельствующих как о насильственном характере расследуемого преступления, так и его отдельных обстоятельствах;

г) Личность потерпевшего – все жертвы насилия в семье являются предопределенной жертвой, поскольку заранее имели родственную связь с преступником. Как правило, жертвы домашнего насилия являются пассивными и неустойчивыми потерпевшими, в силу наличия родственных связей с преступником;

д) Личность преступника характеризуется существенной социально-правовой и нравственно-психологической деформацией.

Криминалистическая характеристика личности преступника,
совершающего насильственное преступление в семье Колесова А. С.
Волгоградская академия МВД России