Никогда не думайте о белой обезьяне! Реверсивная психология.

Реверсивная психология или психология от обратного— термин, описывающий феномен, при котором склонение к определённому действию вызывает реакцию прямо противоположную предполагаемой (выход в оппозицию или противодействие). Присутствие реверсивной психологии проявляется в совершении действий, которые находятся под явным запретом или противоречат общепринятым нормам. Такое поведение служит показательным выражением протеста и открытого несогласия с запретом.

Это популярный способ манипуляции оппонентом, призванный помочь ему «самостоятельно» принять решение, выгодное манипулятору. Используя приемы обратной психологии, можно заставить человека думать, что он по собственному желанию совершает необдуманную покупку или принимает «правильную» сторону, а не поддается внушению, грубому принуждению, уговорам или шантажу.

Приемы реверсивной психологии мы часто видим в жизни. Иногда использование таких приемов происходит неосознанно, например, когда родители приказывают своему ребенку не делать чего-то, надеясь на то, что он по своему упрямству поступит наоборот, делая как раз то, что им нужно. Обычно в этот момент включается природное человеческое упрямство.

Яркий пример реверсивной психологии был у нас перед глазами с самого детства: в одной сказке Братец Кролик очень «не хотел», чтобы Братец Лис бросал его в терновый куст, и долго уговаривал не делать этого. Уговаривал настойчиво, убеждал и просил. Итог этой сказки нам хорошо известен – терновый куст был его родным домом.

Реверсивная психология широко используется в отношениях. Например, женщина хочет замуж, и чтобы партнер не пугался этой перспективы, всячески дает ему понять, что замужество ей не нужно, а серьезные отношения слишком скучны и обременительны. В мужчине просыпается самолюбие и собственнический инстинкт: он постарается сделать все, что в его силах для того, чтобы она приняла его предложение руки и сердца.

Действие реверсивной психологии как манипулятивного приема основано на двух главных составляющих. Она оставляет человеку свободу выбора. Человек как бы сам принимает решение. Это помогает скрыть сам факт манипуляции, а также избежать отторжения от того, что ему навязывается чужое мнение. Во-вторых, человека подталкивают к противоположному решению, и в определенных ситуациях именно это выступает отличным стимулом сделать то, что якобы предлагают не делать (или не сделать то, о чем якобы просят). Например, продавцы-консультанты, которые говорят: «Этот товар слишком дорогой, вы не сможете себе его позволить. Давайте посмотрим варианты подешевле». Предполагается, что задетое самолюбие покупателя заставит его ответить: «Нет, покажите дорогой товар» – и приобрести именно его, чтобы доказать свою финансовую состоятельность.

В продажах этот феномен используется в трех самых распространенных вариантах:

Запретный плод: если человеку сказать, что тот или иной товар недоступен, он будет хотеть именно его;

Оцените товар: если попросить покупателя оценить качество товара, он будет старательно искать в нем положительные свойства, как бы «продавая» его самому себе;

Сомнения в финансовой состоятельности: клиента мотивируют доказывать продавцу обратное и купить самый дорогой товар.

Данные приемы также в большинстве случаев хорошо срабатывает на тех, кому очень важно все делать по-своему. Кроме того, обратная психология часто начинает работать, когда кто-то пытается задеть наше самолюбие, чувство собственного достоинства, ударить по самооценке

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи по теме

Что ответить на вопрос “Как настроение?”

Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.  Л. Н. Толстой Часто возникает вопрос “Чем отличается настроение от эмоций?” Эмоция – это реакция человека на какое бы…
Читать далее

Психолингвистический анализ речи

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. Жан Ростан Что такое психолингвистический анализ речи? Психолингвистический анализ речи, то есть анализ языковых правил, используемых говорящим при продуцировании грамматически…
Читать далее

О чём говорит ваша страница в соцсетях?

  Принято считать, что основное назначение социальных сетей — рассказать о себе, показать свои лучшие стороны, заявить о себе широкой общественности. Поэтому анализируя чей-то профиль, мы должны понимать, что информация, демонстрируемая человеком…
Читать далее

Послепроизвольное ВНИМАНИЕ! НЕВЕРОЯТНО! НАЙДЕНО ЛЕКАРСТВО ОТ РАКА!

  Сейчас, отреагировав на эту надпись Вы задействовали непроизвольное внимание. А реагирует оно, как правило, на три вещи: силу и неожиданность раздражителя; новизну, необычность, контрастность раздражителя; и подвижность объекта. Неожиданно,…
Читать далее

Эмоции: модель Роберта Плутчика

Что такое эмоции? Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и…
Читать далее

Оперативная психодиагностика. Модель МАИЛ

О модели Нас часто спрашивают: “А чем ваша модель «характерологии» отличается от того, что делали и продолжают делать другие психологи или психиатры? В чем разница или сходство?” Наверное, наступило время…
Читать далее