«Расспрашивающий не должен оставлять следов на территории рассказчика»
М. Папуш
Содержание
Чем отличается психолингвистика от лингвокриминалистики?
Психолингвистика – это область лингвистики, изучающая язык как феномен психики. Психолингвистика развивается на стыке психологии и лингвистики и изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.
Предметом психолингвистического анализа является не только сам текст, но и восприятие этого текста как устной или письменной речи, т.е. извлечение смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний.
Психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его психическое, эмоциональное состояние, личностные и другие особенности.
Лингвокриминалистика – это идентификация личности участников гражданского и уголовного процессов по речевому материалу, позволяющему установить языковые признаки, особенности устной и письменной речи человека, достоверность или недостоверность сообщаемой им информации в процессе составления документов (предтестовых бесед, заявлений, протоколов, явок с повинной, чистосердечных признаний, объяснений, объяснительных и предсмертных записок и пр.), а также во время проведения аудио- видеозаписей оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.
Известно, что большинство правонарушений и преступлений связаны с речевой деятельностью: мошенничество, угрозы, шантаж, коррупция, доведение до самоубийства, заказное убийство, вымогательство, психическое насилие над личностью, клевета, оскорбление, унижение человеческого достоинства, разглашение семейной и государственной тайны, распространение недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию, подстрекательство к преступной деятельности и др.
Зачем это полезно знать полиграфологу?
Полиграфолог, принимающий участие в проведении служебных или иных расследований, должен уметь анализировать весь речевой материал, который направляется ему заказчиком.
Грамотный психолингвистический и лингвокриминалистический анализ устной и письменной речи предтестовой беседы, становится доказательством по делу даже в том случае, если суд не принимает заключение полиграфолога в качестве доказательства целиком, но использует его в той части, которая содержит ценную информацию.
Поэтому полиграфолог может быть допрошен судом в качестве свидетеля, а зафиксированные им в предтестовой беседе сведения могут стать основой мотивированного судебного решения.
Структура анализа:
- Психологический анализ текста: как определить индивидуально-психологические особенности человека: уровень интеллекта, мотивы, отношения, психологический и социальный статус по его устной и письменной речи, идентифицировать скрывающееся под маской лицо?
- Лингвистическая экспертиза в анализе текста: как составить языковой паспорт личности, определить явный и скрытый смысл высказываний, провести лингвистическую идентификацию личности и разоблачить лжеца?
- Что такое речевая агрессия, манипулятивные тактики и стратегии русской речи? Манипуляция с точки зрения лингвистики и психологии. Понимание лжи и обмана в западной и русской традициях.
- Психологические и лингвистические аспекты экспертизы информационных материалов: текста, фотографий, аудио- и видеозаписей, кино-видео-продукции.
- Возрастная классификация информационных материалов. Возрастные рейтинги. Виды вредоносной информации. Насилие. Агрессия. Постановка экспертных вопросов и правила их разрешения.
- Психологическая и лингвистическая консультация. Лингвистическая часть заключения. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-лингвиста. Психологическая часть заключения. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-психолога.
- Алгоритмы проведения лингвистической, психологической, психолого-лингвистической экспертизы, предтестовой беседы, явки с повинной, чистосердечного признания, предсмертной записки, объяснений, показаний и т.п.
- Проблемы дифференциации предметов, объектов и методов исследования в лингвистической и психологической экспертизе текста.
- Типичные ошибки при проведении лингвистической, психологической и комплексных видов экспертиз в анализе текстов и способы их преодоления.