Эффект Зейгарник или почему «Сделал дело – гуляй…»?

Сделал дело – гуляй… Делу время – потехе… Кто из вас завершил начатые, но не оконченные пословицы? А почему вы их завершили? В этой статье мы поговорим об этом. Наверняка у вас бывали ситуации, когда не получалось сразу решить задачу, которая перед вами стояла, или завершить дело в силу разных причин. Помните, как мысль об этом деле или вопросе периодически всплывала перед вами, напоминая о себе, и как будто «высасывая энергию»? В свободное время, перед сном, во время отдыха. Случалось ли вам чувствовать из-за этого тревогу или даже испытывать чувство вины? Если да, то, возможно, вы будете удивлены, узнав, что истинной причиной такого состояния является не привычка доводить начатое до конца, не перфекционизм, не тревожность, и даже не пресловутая совесть. Психологическое состояние, постоянно напоминающее о незавершенном действии, не позволяющее его оставить невыполненным называется эффектом Зейгарник, получивший своё название от имени советской исследовательницы, основательницы отечественной патопсихологии, которая первая его описала.

Блюма Зейгарник (тогда еще Герштейн) родилась в 1900 г. в северо-восточной части России в 1900 г. В 1918 году познакомилась с Альбертом Зейгарником, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в том числе изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квази-потребностей» личности. Его лекции повлияли на сферу интересов Блюмы. Она прошла длинный исследовательский путь, стала основателем патопсихологии в СССР, одной из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Существует несколько точек зрения относительно того, кто первый обратил внимание на эффект незавершенных дел. Одна из них утверждает, что именно немецко-американский психолог Курт Левин первый открыл эту закономерность. Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся. Другой источник о первооткрывателе этого эффекта указывает на авторство Блюмы Зейгарник. Мысль об эффекте незавершенных дел возникла у Блюмы в разговоре с официантом, который не записывая перечень блюд при заказе, выполнил в полном объеме, за что был отмечен Блюмой за отличную память. В свою очередь он сообщил, что никогда не записывает заказы в блокнот. Тогда Блюме стало интересно, помнит ли официант перечень блюд соседнего стола, который он обслужил немного раньше их. Официант вспомнить не смог. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти до тех пор, пока не были выполнены.

Версии источников разнятся, и не так важно, кто же был первым. Важно, что первый эксперимент на исследование этого эффекта был проведен Блюмой Зейгарник. Широко используемые результаты этого эксперимента утверждают, что прерванные действия или задачи действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. Сам эксперимент состоял в том, что испытуемым нужно было выполнить около 20 разных задач, включающих арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук. В ходе выполнения заданий участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. В результатах эксперимента сообщалось, что это происходило, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились и какие были самыми проблемными. Несмотря на то, что участники затрачивали больше усилий и времени на законченную задачу, оказалось, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные.

Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу, оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что, когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

После эксперимента Зейгарник подобные эксперименты провело большое количество исследователей, перепроверяя обнаруженную закономерность и пытаясь найти причинную обусловленность этого эффекта. Например, Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы. Результаты эксперимента Розенцвейга (1943) были противоположными, и он выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого или неумелого. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник.

Американский психолог Джон Аткинсон в своем исследовании сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить, как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

В ходе ряда схожих экспериментов исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно контролировать в условиях лабораторного исследования:

– вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый лично заинтересован в выполнении определенного задания;

– эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;

– проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

В начале 1970-х учёные Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Сделанные выводы по результатам их экспериментов сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах. Умение заинтриговать с первых секунд, недосказанность в рекламном ролике ведут к увеличению внимания к нему, а также влияют на принятие решений о покупке рекламируемого товара.

В каких сферах еще можно использовать эффект Зейгарник в повседневной жизни? В качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Поскольку незавершенные задачи становятся для нас своеобразными гирями и «постоянно открытыми вкладками браузера», для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности, хронофагов и отвлекающих факторов. Взять за основу правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас. Также можно использовать этот эффект для выполнения сложной задачи, которую вы откладываете не в первый раз. Есть такое правило 15-ти минут. Суть заключается в том, что если начать заниматься каким-либо действием и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти легче, и уже не доставлять такого дискомфорта как изначально. Как говорится, главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Когда не работает эффект незавершенности? Исследование университета Миссисипи (2006) показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе выполнения заданий их прерывали до того, как работа была выполнена. Экспериментальной группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а контрольной группе награды не обещали. В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали. Однако среди тех, кто ожидал вознаграждение, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему. И если переложить данные этого исследования на рабочий день обычного сотрудника компании, то становится ясно, что оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда в том эксперименте. Это снижает интерес к самой задаче/работе и не мотивирует продолжать незавершенные дела. Подобная картина не несет экономической угрозы в тех сферах, где люди получают зарплату не за результат, а за процесс. Однако в тех сферах и на тех должностях, где важен полученный результат, есть смысл привязывать вознаграждение к конкретной работе, а не к затраченному времени.

А в какой сфере мы особенно остро переживаем эффект незавершенности? Конечно же, в личной жизни. Мы сталкиваемся с этим эффектом при разрыве отношений, в которых мы любили человека, заботились о нем, строили совместные планы на дальнейшее совместное будущее. Особенно сильно этот эффект проявляется тогда, когда любимый человек внезапно уходит от нас. Тогда начинается поток непрерывных мыслей и вопросов: Что же произошло? Что я сделал не так? Как вернуть человека? Что можно было сделать иначе, лучше? Как надо было себя вести? Есть ли еще шанс все вернуть обратно? А вдруг он вернется? и т.д. Очень важно, если вы уходите от человека, обстоятельно поговорить и объяснить ему – почему это произошло. Иначе ваш бывший возлюбленный или возлюбленная изведут себя мыслями о причине ухода. Еще одно объяснение эффекта Зейгарник, которое кажется логичным в разрезе межличностных отношений: именно шоковый эффект (а не сама незавершенность), вызванный внезапным прерыванием действий /отношений/ прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании людей.

Вклад Блюмы Зейгарник в психологию сложно переоценить. Помимо сказанного выше, ее фундаментальная работа стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Полученные результаты Зейгарник объясняла через возникновение психологического напряжения у человека, чьи действия или задачи были прерваны. Для того, чтобы произошла разрядка, человек стремится к завершению задачи, пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач, к так называемому закрытому гештальту. Открытый гештальт в виде прерывания действий способен вызвать психологическую напряженность и сформировать невроз, так как люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях в силу нерешенности вопроса. Что интересно, сама Б.В. Зейгарник не имела никакого отношения к гештальт-терапии и никогда не занималась ею. Однако ее исследованиями до сих пор активно пользуются психотерапевты и психологи самых различных направлений, и не только они. В НЛП можно обнаружить схожее с закрытым гештальтом понятие – Т.О.Т.Е., но об этом в следующей статье. Следите за блогом, а мы продолжим тему позже;)

 

Мартьянова Людмила