Начальник кафедры юридической психологии (Санкт-Петербургский университет МВД РФ), кандидат педагогических наук, доцент, подполковник полиции —
Статный Владлен Михайлович
Осуществляющееся в настоящее время реформирование системы МВД России, принятие новой законодательной базы – ФЗ РФ «О полиции», ФЗ РФ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлено на реализацию основной цели — создать высокопрофессиональную, авторитетную и пользующуюся доверием населения службу органов внутренних дел [1].
Далеко не последняя роль здесь принадлежит психологической работе с личным составом органов внутренних дел, которая согласно п.4.7 Приказа МВД России №80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определяется следующим образом: «Психологическая работа — вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач» [2].
Значимость морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД подчеркнул в своем выступлении 17.10.2012 г. на Парламентском часе в Государственной Думе РФ Министр внутренних дел РФ генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев, который, говоря о реализации программы дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (документ, разработанный расширенной рабочей группой, образованной при Министре внутренних дел РФ, получил название «Дорожная карта») в частности, отметил: «Существенное внимание будет уделено совершенствованию морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ведомственные психологи будут сопровождать все этапы прохождения службы: от приема до выхода на пенсию» [3].
Таким образом, психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел остается одним из актуальных направлений, от которого, в том числе, зависит эффективность продолжающегося реформирования системы МВД России.
В рамках данного направления целесообразно использовать современные технологии, которые позволили бы сотрудникам полиции на высоком качественном уровне выполнять свое главное предназначение согласно ФЗ РФ «О полиции» – защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.
Одной из таких технологий является профайлинг (от англ. «profile» — профиль) — система предотвращения противоправных действий путем профилирования, т.е. выявления потенциально опасных лиц на основе невербальной и оперативной диагностики.
Изначально технология профайлинга стала применяться в авиационной безопасности в конце 70-х годов ХХ века израильской авиакомпанией «Эль-Аль». Профайлинг был ориентирован на снижение вероятности появления возможных рисков, которые были связаны с авиаперевозками пассажиров, и применялся во время предполетного досмотра. Как правило, это были, казалось бы, простые вопросы, ставящие своей целью выявление нестандартных реакций пассажиров (например, «Сами ли Вы упаковывали Ваш багаж?», «Отлучались ли во время сбора вещей из гостиничного номера?» и т.д.). Данная технология пользовалась небольшим набором базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.
Позднее, в 1984 году данная методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США.
Параллельно с этим Пол Экман Групп (компания, которая была создана американским психологом и занималась изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.
Соединение опросного скрипта и теории микровыражений (Пол Экман разработал Атлас микровыражений лица – FACS (Facial Action Coding System) – Система кодирования лицевых движений) позволило профайлингу перейти на иной уровень развития и постепенно начинать интегрироваться в различные виды профессиональной деятельности.
В данной статье основной акцент будет сделан на применение технологии профайлинга в системе психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности сотрудников транспортной полиции. Таким образом, будет показано, как может обученный и психологически подготовленный сотрудник транспортной полиции реализовать навыки владения технологией профайлинга.
На сегодняшний день технология профайлинга все активнее используется в сфере транспортной безопасности. От эффективности выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние на объектах транспортной инфраструктуры, зависит безопасность огромного количества людей. Следует также отметить, что согласно Федеральному закону от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ). [4]
В соответствии с п.5 ст.12 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. №3 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит «обеспечение безопасности граждан и общественного порядка… на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах и других общественных местах» [5].
Практика последних десятилетий показала, что традиционный акцент в деятельности правоохранительных органов и служб безопасности только на формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники является необходимым, но не достаточным условием для предотвращения АНВ.
Существующие и активно используемые средства защиты ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, фальшивых документов; при этом данные технологии не позволяют выявить противоправные намерения. Однако для решения этого вопроса предпринимаются попытки создания технологий, позволяющих идентифицировать противоправные намерения с помощью анализа психофизиологических реакций человека. В качестве примера можно привести как классический полиграф (детектор лжи), так и такие новые разработки: дистанционные детекторы психоэмоционального состояния биологических объектов, технология виброизображения («VibraImage») , методика психозондирования профессора И. Смирнова — «Майн ридер», «Молчаливый болтун» («Silent talker») , анализаторы лжи по голосу, метод биорадиолокации и т.д. [6]
Данные технологии могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений, но в настоящий момент преждевременно говорить об их массовом использовании для обеспечения защиты от АНВ. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений. [7]
В этой связи сотрудники полиции, обеспечивающие безопасность на транспорте, должны владеть навыками наблюдения (сенсорной чувствительности) и собеседования (умением проводить хотя бы краткую опросную беседу). Умение применять данные навыки свидетельствует о подготовленности сотрудника полиции в области профайлинга.
Практика применения различных методов и приемов профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры показывает, что из двух наиболее часто встречающихся разновидностей профайлинга – оперативного и криминального чаще всего все-таки применяется именно оперативный профайлинг. Он реализуется за достаточно короткий промежуток времени (что неудивительно в условиях постоянного пассажиропотока) и, как правило, сводится к отнесению того или иного пассажира к определенному типу (профилю): потенциально неопасный пассажир (или пассажир с «позитивными» признаками); потенциально опасный пассажир (или пассажир с «негативными» признаками). Поскольку именно данная категория пассажиров должна привлекать особое внимание сотрудников полиции на транспорте, то следует остановиться на ней более подробно. Пассажиры с «негативными» признаками, в свою очередь, подразделяются на «подозрительных» пассажиров и «критически подозрительных» пассажиров. Так как строго дифференцировать пассажиров с «негативными» признаками на эти две классификации достаточно сложно, то ниже мы постараемся перечислить и подозрительные, и критические признаки, которые позволят с высокой степенью вероятности выявить лиц, вынашивающих противоправные замыслы.
Прежде всего, следует отметить, что в системе обеспечения безопасности (на транспорте, общественной, личной и др.) действует так называемая «оперативная триада»: предупреждение – предотвращение – пресечение. Сотрудники полиции на транспорте особое внимание должны уделять именно первому компоненту «триады» — предупреждению (профилактике) АНВ, так как предупреждать всегда «дешевле», чем пресекать (и в буквальном, и в переносном смысле).
Итак, вернемся к алгоритму применения технологии профайлинга при обеспечении безопасности на транспорте. Прежде всего, сотрудник полиции при наблюдении за пассажирами должен постоянно сам себе задавать так называемые «вопросы профилирования»: тот ли это человек, за которого он себя выдает? Не скрывает ли он негативные намерения? Почему на лице страх, беспокойство, вина, печаль, отсутствие эмоций? Как соотносится его внешность и контекст (проявление неконгруэнтности). Далее обращается внимание на такие подозрительные признаки как: любое несоответствие (например, несоответствие одежды погодным условиям — пассажир очень тепло одет для поездки в жаркую африканскую страну); «мешковатый» внешний вид; несоответствие данных в паспорте, билете, визе; невладение значимой информацией (например, о близких людях, с которыми он отправляется в поездку); нелогичный маршрут поездки. И здесь следует отметить, что подозрительные признаки проверяются, исходя из личных убеждений сотрудника-профайлера.
К критическим признакам следует отнести: подделку документов; перекос одежды на теле; выпуклость одежды в местах ношения оружия; распахнутость (застегнутость) одежды; наличие одежды, скрывающей контуры фигуры; непроизвольный контроль оружия (пояса шахида) на теле; хождение по помещению; наличие скрытоносимого оружия на теле (которое незадекларировано и скрывается); документы из страны, где ведутся боевые действия; невразумительные ответы на вопросы по деталям одежды, багажа, документов, лиц сопровождения; поведение террориста-смертника. На последнем критическом признаке целесообразно остановиться несколько подробнее. Как правило, эмоции террориста выражаются в скрытом гневе или явной агрессии. Также необходимо обращать внимание на неестественно бледный цвет лица (венозная кровь дает синюшность); перекос одежды; «одеревенение» — походка «Буратино». В то же время нельзя игнорировать и полную нейтрализацию, так называемую «суицидальную маску» — отсутствие эмоций, транс.
Таким образом, можно выделить следующие этапы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте:
— первичное наблюдение;
— проверка перевозочных и личных документов;
— опросная беседа;
— опрос по подозрительным признакам;
— дистанцирование и наблюдение или взаимодействие с другими сотрудниками полиции, либо сотрудниками службы безопасности на транспорте.
Технологию профайлинга целесообразно применять на максимально широком секторе территории объекта транспортной инфраструктуры, однако чаще всего это такие места как: прилегающая к вокзалу или аэропорту территория (например, в израильском аэропорту Бен-Гурион зона профайлинга начинается за 3 км до аэропорта); пункты досмотра при входе в вокзал (аэропорт); стойка регистрации (в аэропорту); зона таможенного контроля (при заграничных поездках); зона прибытия (выборочный контроль); поезд (воздушное судно).
Одним из наиболее сложных методов профайлинга является опросная беседа, так как здесь требуется специальная подготовка для ее правильного проведения. При применении метода опросной беседы анализируется целый комплекс критериев истинности-ложности ответов опрашиваемого пассажира. Здесь сотрудник-профайлер обращает внимание и на обобщенные ответы, и на искажение информации, и на уход от ответа. Значимыми также являются признаки проявления вегетативной нервной системы, «зависания» при ответе на вопрос, отклонение от базовой линии поведения проверяемого лица и др. Темы опросной беседы могут быть следующими:
— цель поездки;
— опрос по багажу;
— опрос по подозрительным признакам;
— опрос по наличию оружия;
— опрос по визе;
— опрос по криминальному прошлому.
В частности, при беседе с пассажиром рекомендуется задавать такие несложные вопросы, как: «Ваше имя?», «Куда Вы едете (летите)?», «У Вас есть родственники, друзья, знакомые в этой стране?», «Где Вы планируете остановиться?», «Что Вы собираетесь посетить в ходе поездки?», «Что планируете приобрести?».
Когда проводится опросная беседа по багажу, вопросы могут быть поставлены следующим образом: «Кому принадлежит этот багаж? Каково его содержимое?», «Кто упаковывал этот багаж? Когда и как?», «С момента, когда Вы упаковывали этот багаж и до настоящего времени, где он находился?», «Оставляли ли Вы его без присмотра? Доверяли ли малознакомым людям свой багаж?», «Какие предметы, переданные другими людьми, Вы везете с собой?», «Расскажите обо всех электрических и работающих от батареек устройствах, которые везете с собой», «Какие жидкости Вы везете с собой», «Есть ли у Вас в багаже предметы, запрещенные к перевозке данным видом транспорта?» и др.
Таким образом, грамотное применение навыка наблюдательности и алгоритма проведения опросной беседы позволит сотрудникам полиции на транспорте реализовать на практике технологию профайлинга, снизив до минимума возможность совершения АНВ на охраняемом объекте транспортной инфраструктуры. В этой связи целесообразно в перечень занятий по морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел включать отдельные темы, посвященные обучению навыкам профайлинга.
Литература:
- Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета – Федеральный выпуск №5401 от 08.02.2011.
- Федеральный закон РФ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета – Федеральный выпуск №4014 от 10.03.2006.
- Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5533 от 21.07.2011.
- Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5651 от 07.12.2011.
- Федеральный закон РФ от 09 февраля 2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета – Федеральный выпуск №4294 от 14.02.2007.
- Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета – Федеральный выпуск №5374 от 29.12.2010.
- Приказ МВД России №80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5110 от 15.02.2010.
- Приказ МВД России №777 от 10.08.2012 г. «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
- Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: Учебное пособие — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2010.
- Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: Учеб.-метод. пособие. — 2-е изд., перераб. / Науч. ред. Ю.Н. Демидова. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.
- Анисимова Н.Н., Бирагов И.Л. Правовое и техническое обеспечение профайлинга. Журнал «ИНФОРМОСТ». М., 2008, №1.
- Волынский-Басманов Ю.М., Каменева М.Е. Использование технологий профайлинга для выявления неблагонадежного персонала на транспортных предприятиях. Журнал «Транспорт Российской Федерации». М., 2010, №1.
- Волынский-Басманов Ю.М. Профайлинг – метод выявления лица, вынашивающего преступные замыслы. Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2006, №4.
- Каменева М.Е.. Технологии профайлинга для выявления опасных предметов и веществ. Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2010, №2.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2005.
- .
- http://www.mvd.ru/.
[2] Приказ МВД России №80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5110 от 15.02.2010.
[3] http://www.dko-mvd.ru/news-view-408.html
[4] Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
[5] Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета – Федеральный выпуск №5401 от 08.02.2011.
[6] Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: Учебное пособие — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2010. С. 10.
[7] Там же.