Задачи:
- Создать модели распознавания поведения людей на основе логического обобщения, выделения общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.
- Понимание логики развития ситуаций взаимодействия, прогнозирования последствий поведения людей в данных ситуациях.
- Визуальное распознавание лиц на основе ряда признаков по их внешним поведенческим признакам.
Решение:
Экспертами МАИЛ была разработана учебно-ролевая ситуация, максимально приближения к реальной ситуации. Группа людей находится возле анализируемого объекта (стадион, театр, концертный зал, парк, вокзал и т.д.) с целью его посещения. Среди них присутствуют отдельные граждане, которых профайлеры по внешним поведенческим признакам относят к категории «потенциально опасный посетитель»:
- любое несоответствие;
- «мешковатый» внешний вид;
- невладение значимой информацией;
- нелогичный маршрут поездки (нелогичная цель посещения);
- перекос одежды на теле;
- выпуклость одежды в местах ношения оружия;
- застегнутость одежды – в отличие от других посетителей;
- наличие одежды, скрывающей контуры фигуры;
- беспокойное хождение по территории объекта;
- непроизвольный контроль оружия (пояса шахида) на теле;
- поведение террориста-смертника:
- Скрытый гнев;
- Явная агрессия;
- Неестественно бледный цвет лица (венозная кровь дает синюшность);
- Перекос одежды;
- «Одеревенение» в походке;
- Полная нейтрализация, так называемая «суицидальная маска» – отсутствие эмоций, транс.
По средствам связи профайлеры связываются с мобильной группой, находящейся в отдельном помещении, передают информацию о потенциально опасных лицах возле объекта. Двое обучающихся из мобильной группы немедленно выдвигаются на территорию объекта с целью тщательной проверки потенциально опасных лиц. По итогам проверки принимается решение о необходимости задержания данных лиц и доставления их в территориальный отдел полиции (или помещение охраны), либо о возможности отпустить данных лиц, т.к. в ходе проверки потенциально опасные признаки не подтвердились.
Результат:
Преподаватель на основе четких и понятных ему критериев оценивает своевременность обнаружения потенциально опасных лиц; обоснованность описания признаков, характеризующих потенциально опасных лиц; правильность принятия решения о дальнейших действиях; указывает на ошибки и неточности, возникшие в ходе отработки данного кейса. Данная программа оказалась максимально реалистичной и эффективной, внедрена в систему образования одного из ВУЗов МВД РФ.