Анализ устной речи

Анализ устной речи во всех ее проявлениях представляет собой важнейший элемент методики конспиративного психофизиологического исследования на искренность. Как и само явление устной речи, этот анализ по своей структуре является сложным и отражает специфическую многоуровневую организацию процесса речепродукции. В частности, можно выделить четыре основных уровня анализа, которые будут изложены ниже:

1) анализ содержания речевых высказываний;
2) психосемантический анализ речевых сообщений;
3) психолингвистический анализ;
4) акустический анализ речи.

На каждом из этих уровней анализа описываемые ниже частные методики позволяют выявлять специфические признаки неискренности, совместная интерпретация которых делает процесс анализа речи исключительно эффективной процедурой диагностики лжи, особенно в форме фальсификации, а также средством выявления различных переживаемых эмоциональных состояний. Однако, прежде чем перейти к подробному описанию соответствующих методических приемов анализа речевых высказываний на всех четырех перечисленных выше уровнях, необходимо
в самом общем виде изложить основные научные представления о том, что же из себя представляют такие фундаментальные явления как речь и язык.

Психофизиология речи

Учитывая исключительную сложность такого психофизиологического явления как речь, ему трудно дать какое-то одно простое и однозначное определение. Будучи особенным феноменом психики, предназначенным, прежде всего, для коммуникации между членами общества, речь в то же время неотрывна от других психических функций и тесно сплетена с мышлением, эмоциями и личностью человека в целом. Одновременно речь может рассматриваться и как явление физиологического порядка.

Чтобы организовать нормальное речевое функционирование требуется сложнейшая согласованная работа миллионов нервных клеток мозга, находящихся в составе его различных структурно-функциональных отделов.

С физической же точки зрения речь в ее обычной устной форме – это специфический акустический сигнал. В обыденном понимании речь – это процесс говорения или письма, развернутый соответственно во времени и пространстве.

Акты говорения, а также сопряженные с ними акты восприятия и понимания речи называются иначе речевыми действиями и совместно составляют речевую деятельность или речевое поведение. Речевое общение, может быть представлено как кольцевая структура, включающая не менее двух коммуникантов (участников речевой коммуникации), связанных между собой отправляемой и получаемой информацией. При этом выделяются следующие основные блоки речевого общения: произнесение речи, ее восприятие и объединяющее их центральное смыслообразующее звено – внутренняя речь.

Внутренняя речь также имеет многоуровневую организацию. Ее нижний уровень составляют функциональные образования, связанные с запечатлением в памяти отдельных значащих слов.

Следующий уровень – это система «вербальных сетей», образующих множественные межсловесные связи.

Третий уровень внутренне речевой иерархии – это грамматические структуры, которые осуществляют грамматическую классификацию и оформление того материала, который заложен на предыдущем уровне. Динамические процессы на структурах третьего уровня обеспечивают порождение грамматически оформленных предложений.

И, наконец, верхний уровень – это порождение не отдельных предложений, а целых их массивов – текстов, которое также происходит по своим специфическим правилам.

Речь как деятельность

Как известно, всякая деятельность определяется мотивом. Каждое действие имеет цель и направлено на достижение этой цели. Достижение цели требует выполнения ряда операций, а их набор определяется конкретными условиями.

Существуют разные уровни деятельности, организованные иерархически.
Так, например, выделяют ведущий и фоновый уровни деятельности. Ведущий уровень – это уровень действия, который непосредственно приводит к достижению цели. Осознаются, как правило, действия, принадлежащие ведущему уровню, а подчиненные операции с фонового уровня обычно не осознаются и относятся к автоматизмам. Они связаны с упроченными навыками, для реализации которых не требуется участия сознания.

С учетом сказанного, процесс порождения речевого высказывания также можно представить как сложное, многоуровневое действие, включающее как осознаваемые акты, так и автоматизмы. Схематично этот процесс может быть описано следующим образом. Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность начинается с мотивации, с потребности человека передать другому лицу какую-то информацию, то есть она всегда строится в соответствии с целями и задачами говорящего. Этап мотивации можно считать еще доязыковым уровнем.

На следующем этапе формируется смысловой образ того, что намерен сообщить говорящий, то есть фиксируется общий смысл конкретного высказывания. Этот смысл все еще близок к образу, так как имеет не только понятийно-логическую, но и в значительной степени чувственную природу.

Таким образом, уровень собственно смысла или, иначе, глубинно-семантический уровень – это тоже еще доязыковый уровень.

Следующий уровень – смысловое программирование – является семантическим уровнем, на котором осуществляется выявление структурного соотношения смыслов, подлежащих выражению, а следовательно и самих смыслов как самостоятельных элементов. С семантического уровня начинается процесс выражения смыслов через значения, которые представляют собой социально обобщенные понятия и являются структурными элементами общего семантического словаря.

Следующий этап порождения высказывания – глубинно-синтаксический. На нем осуществляются две самостоятельные операции – выбор слов и выбор синтаксических конструкций.

Переход от семантического (смыслового) уровня к глубинно-синтаксическому осуществляется посредством психофизиологического механизма, называемого внутренней речью.

Следующие уровни порождения речевого высказывания включают поверхностно-синтаксический, глубинно-морфологический, поверхностно-морфологический и, наконец, фонологический и фонетический, которые обеспечивают реализацию высказывания в виде слышимой устной речи.

Таким образом, переход от уровня к уровню в процессе порождения высказывания соответствует процессу объективизации смыслов посредством использования элементов языковой (психолингвистической) системы, обладающих социально фиксированными значениями. Поэтому с психолингвистической точки зрения порождение высказывания – это отнюдь не воплощение готовой мысли в тексте, а поэтапное формирование и уточнение самой этой мысли, первоначально сравнительно аморфной, средствами языка.

В норме человек в процессе восприятия речи не анализирует состояние и особенности функционирования всех перечисленных уровней и их отражение в конечном сообщении. Однако специальный анализ может делать это возможным, и тогда мы получаем инструмент изучения не только содержания сообщений, но и порождающих их механизмов. Важно отметить, что речь – это форма поведения человека, в котором находят отражение, помимо прочего, его характер, привычки, жизненные и социальные позиции.

Такое понимание речи становится ведущим, когда поднимается вопрос о прикладных аспектах психофизиологии речи.

Еще один важный момент заключается в том, что речь, будучи актом коммуникации, инструментом общения, всегда обращена к кому-либо, то есть главное назначение речевого механизма это передача содержательной информации от одного человека к другому. Коммуникация включает как минимум двух участников, в условном смысле связанных отправляемым и получаемым сообщением, но характеризующихся каждый своими особенностями.

При этом передача содержательной информации может осуществляться технически разными способами: с помощью звуков, вырабатываемых органами артикуляции (обычная звучащая речь), в виде письма (производимого  рукой или другим способом), в виде жестов, прикосновений и т.д.

В классической психологии отношение мысли к слову проясняется через понятие внутренней речи. Переход от мысли к высказыванию идет в форме процесса расчленения мысли и воссоздании ее в словах. По сути, речь – это форма существования для другого мыслей, чувств и переживаний говорящего человека. Слово возникает в общении и служит общению. Оно формируется в общественной деятельности и включается в реальные взаимоотношения людей.

Если же посмотреть на внутреннеречевое звено с натуралистической точки зрения,  то его можно охарактеризовать как психофизиологический процесс, состоящий в активизации речевых механизмов мозга при отсутствии внешне выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутренняя речь – это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь. Она функционирует как  сжатый отрезок текста, сгусток которого находится в долговременной памяти.

Предметом психофизиологии речи можно считать структуру и функционирование речевого механизма, на основе которого человек осуществляет речевое общение с другими людьми, оказывая на них влияние и испытывая влияние от них, выражает свои мысли и чувства, понимает речь окружающих, пользуется усвоенным языком.

Одно из направлений исследования речи, которое возникло, возможно, раньше других, состоит в изучении ее как психоакустического явления, порождаемого артикулярным механизмом и воспринимаемого с помощью слухового аппарата. Исследования психоакустической стороны речи, имеющие непосредственное прикладное значение, продолжаются и сейчас. Однако, по имеющимся на сегодня сведениям,   параметры психоакустики, хотя и отражают интересующую нас динамику психоэмоционального состояния человека, все же не являются достаточно надежными в прикладных целях. Кроме этого, они слишком универсальны, индивидуально неспецифичны и, кроме того, как правило, требуют сложной аппаратуры для своей регистрации и, следовательно, не могут быть использованы в обычном, бытовом общении.

Важное место в науке о речи занимает также тема исследования психологических аспектов семантики (смыслового содержания) речи. Она состоит в поиске практически ориентированных подходов к описанию семантических процессов речи. Исследования смысловой стороны речи,  возможно на разных уровнях, поскольку, в конечном счете, все уровни организации речи строятся по семантическому принципу, то есть обеспечивают сохранение, опознание и воспроизведение значения.

Лингвистическая семантика – это разветвленная область знания, включающая представления о семантике различных языковых элементов. Одной из наиболее разработанных ее частей стала так называемая лингвистика текста (понятие текста в широком смысле синонимично понятию речи – устной и письменной), ориентированная на раскрытие текстообразующих закономерностей, путей достижение целостности, связности, завершенности мысли автора в тексте.

Лингвистика текста обращена к вопросам функционирования языка, использованию его в жизненной практике.

В лингвистике текст (письменный и устный), рассматривается как языковая единица, состоящая обычно из совокупности осмысленных предложений и образующая смысловое целое, а также характеризующаяся рядом формальных признаков, таких как связность, логическая цельность, структурная осмысленность, завершенность.

Для прикладной психофизиологии проблемы семантики текста важны потому, что содержание текста составляет реальная действительность, отраженная в сознании человека. Соответственно через анализ текста можно выявить способ видения человеком мира, себя самого, других людей. При этом если в письменном тексте обычно выполняется требование логичности и последовательности, то для разговорного нерегламентированного текста характерна та или иная степень сбивчивости, самопрерываний, возвратов к сказанному ранее. Анализ природы текстовых форм приводит к заключению, что она, в основном, связана с психофизиологическими особенностями функционирования речевого механизма.

Что понимается под психологическим анализом текста? Можно утверждать, что цель, а соответственно и специфика такого анализа состоит в выяснении того, какие именно аспекты психики человека находят отражение в текстах. А то, что такое отражение существует,  в этом нет сомнений, поскольку даже в обыденной жизни люди очень часто судят друг о друге, исходя из оценок речи. Отражение в речи тех или иных знаний также психологически достаточно значимо, так как материал этого рода свидетельствует о содержании сознания (а порой и подсознания) человека. Именно эта сторона обычно оказывается в поле зрения процедуры контент-анализа. Содержательный аспект речи также широко используется в практике психоанализа для суждения о состоянии подсознательной сферы человека.

В заключение отметим, что психологический и семантический анализ текстов в полном объеме представляет собой самостоятельную, обширную и далеко еще не до конца разработанную проблему. В настоящей же работе мы рассматриваем только те аспекты этой области, которые непосредственно сопряжены с прикладной психофизиологией, отражают особенности протекания эмоциональных реакций и связаны со спецификой  речевой деятельности при лжи. Все прочие аспекты анализа текстов подробно освещены в различных специальных монографиях.

 

А.Б. Пеленицын