5 способов разрешения конфликта

«Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну»

 Исороку Ямамото

Конфликт

это, прежде всего взаимное столкновение противоположно направленных целей, интересов, мотивов, поведения, жизненных установок оппонентов или субъектов взаимодействия.

Перечислим необходимые условия для возникновения конфликта:

  1. Присутствует объект конфликта, то есть наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо вопросу.
  2. У нас есть один или несколько оппонентов. В роли оппонентов могут возникать как отдельные люди, так и различные социальные группы. В зависимости от того, кто учувствует в конфликте, выделяют виды конфликтов:
  • Личностный
  • Межличностный
  • Межгрупповой
  1. Инцидент конфликта – повод, который подтолкнет к началу конфликтного взаимодействия.

Теперь, когда мы понимаем, что такое конфликт, мы можем рассмотреть стратегии его разрешения. Их предложил Кеннет Томас совместно с Ральфом Килманом – в зависимости от того, чьи интересы свои или оппонента мы хотим удовлетворить, было выделено 5 стилей поведения.

Давайте рассмотрим их на примере теоретической конфликтной ситуации. Допустим, в темном переулке на нас напал грабитель, который требует отдать все деньги, угрожая физической расправой.

Первый вариант поведения

Противоборство, или как его еще называют, конкуренция. Здесь вы стремитесь сохранить все свои деньги и активно боретесь за свои интересы, при этом игнорируя желание грабителя, вы вынуждаете его принять ваше решение всеми доступными способами: властью, принуждением, физической силой и другими средствами давления, включая крик, привлечения третьих лиц и стремление перехитрить. Это наименее эффективный способ в конфликтах, ведь грабителя может совсем не устраивать роль проигравшего и попытается саботировать принятое против него воли решение, это может привести к опасной прямой конфронтации и столкновению с применением силы. Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Стиль конкуренции предпочтительней, когда:

  • Исход важен для вас
  • Решение необходимо принять быстро, например, в чрезвычайной ситуации
  • Нет другого выбора и нечего терять
  • У вас есть необходимая власть
  • Ваше решение или подход правильный
  • Вы не дорожите отношениями с оппонентом

Второй вариант поведения

Сотрудничество. В ситуации с грабителем, оно, конечно, маловероятно, но не исключено. Здесь вы можете намекнуть грабителю, что у вас на примете есть один богатенький знакомый, который как раз сейчас будет возвращаться домой с полным кошельком, грабитель может ограбить его вместо вас, в благодарность поделиться с вами вырученными деньгами. В этом случае интересы обоих сторон будут удовлетворены: вы сохраните свой кошелек, а грабитель получит часть денег.

Этот стиль мы можем использовать, когда:

  • Решение проблемы важно для обеих сторон
  • Оппоненты могут выслушать друг друга
  • Вы учитываете интересы другой стороны
  • У вас есть время
  • Равная власть
  • Желание укрепить отношения

Сотрудничество является самым трудным, однако оно позволяет выработать лучшее решение для всех оппонентов и разрешить конфликт полностью.

Третий вариант поведения

Компромисс. В этом случае вы можете договориться с грабителем, что он берет только часть денег в обмен на ваше обещание не обращаться в полицию. Таким образом, ваши с грабителем интересы частично удовлетворены.

Стиль компромисса эффективен, когда:

  • Вы готовы идти на уступки
  • Нет времени искать лучшее решение
  • Ваши цели умеренно важны, но не стоят конфликта
  • Нужно сохранить хорошие отношения
  • Получить хоть что-то
  • Запасной вариант

Четвертый вариант поведения

Приспособление. Вы слушаете пламенную речь грабителя с битой в руках о его голодной семье, решаете, что деньги вам не очень-то и нужны, вы отдаете грабителю всю имеющуюся наличность, тем более что у вас в кошельке деньги только на проезд.

Этот стиль применим, когда:

  • Исход дела важен для оппонента и не существенен для вас
  • У вас мало власти или мало шансов победить
  • В данный момент необходимо смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять позицию
  • Вы понимаете, что не правы, а продолжение конфликта может лишь навредить
  • Важнее сохранить хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы

Если вы считаете, что уступаете в чем-то чрезвычайно важном для вас, и оппонент этого не оценит по достоинству, то стиль приспособления в этом случае неприемлем.

Пятый стиль поведения

Избегание.  Здесь вы тоже не стремитесь удовлетворить свои интересы, но в отличие от предыдущего стиля не удовлетворяете интересы грабителя, вместо этого вы уходите от проблемы.

Ситуации, когда стиль уклонения применим и эффективен:

  • Проблема не столь важна и вы не хотите тратить силы на ее решение
  • Вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой
  • У вас недостаточно сил для отстаивания своих интересов
  • Вы предчувствуете правоту другого человека
  • У вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком
  • Вам на данный момент нужна отсрочка, время, чтобы обдумать ситуацию или успокоиться, снизить общее напряжение

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения бегством от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что конфликт может разрешиться сам собой, если нет, то вы сможете заняться им  позже, когда будете больше к этому готовы.

Люди, вступая в конфликт, необязательно принимают одну какую-то стратегию поведения, может наблюдаться их сочетание. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и не один из них не может быть выделен как самый лучший или самый худший. Вы должны уметь эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

Страчкова Ирина