Глаза боятся, а руки делают… Невербальные сигналы рук

Наши далекие предки однажды научились ходить на двух ногах и с тех самых пор освободившимся рукам человек нашел множество ценных применений. Помимо того, что руки способны переносить тяжести, наносить удары, хватать предметы, они способны обеспечить первую реакцию на любую внешнюю угрозу. Руки также, как и стопы, действуют автоматически и выполняют свою защитную функцию. Верхние конечности подают нам достоверные невербальные сигналы, которые помогают составить полную картину того, что думает, чувствует и намеревается сделать человек.

Изолирующие жесты рук. Некоторые жесты рук означают: «Не подходи ко мне близко, не прикасайся ко мне!». Расположение рук за спиной, именуемое иногда «королевской позой», часто используют университетские профессора, юристы, врачи. Когда они закладывают руки за спину, то этим они, во-первых, говорят: «У меня статус выше, чем у Вас», во-вторых: «Не подходите ко мне близко, до меня нельзя дотрагиваться».

«Территориальное» поведение рук. Помимо того, что с помощью рук мы защищаем себя или удерживаем людей на расстоянии, мы используем руки для захвата территории. Примеры территориального поведения мы можем наблюдать на переговорах и совещаниях, когда один человек занимает своими бумагами слишком много места и использует локти, чтобы застолбить за собой как можно больше места за общим столом. Уверенные в себе люди с помощью рук захватывают больше территории, чем менее уверенные. Демонстрирующий свое превосходство человек может положить руку на спинку соседнего стула, чтобы показать всем, что это его зона влияния.

«Руки в боки». Когда человек упирается руками в бока, он использует выразительный жест, означающий доминантное положение на спорной территории или желание выразить несогласие.  С помощью этого жеста любой человек может дать понять собеседнику, что он намерен твердо стоять на своем, уверен в своих силах и не позволит себя запугивать. Этот жест часто используют мамы, когда отчитывают своих детей. Женщинам использование этого жеста может дать преимущество при решении «территориальных» вопросов с мужчинами.

Спрятанные кисти рук. Если во время беседы с Вами люди не будут видеть кисти ваших рук, они могут отнестись к Вам с недоверием. Наш мозг воспринимает их как непосредственную часть обмена информацией. Поэтому, вступая в разговор с человеком, старайтесь вести себя так, чтобы ему были видны кисти Ваших рук.

Руки «домиком». Соединяя кончики пальцев, мы образуем «домик», который является одним из самых выразительных знаков уверенности в нашем репертуаре. Этот жест можно использовать для позитивного воздействия на людей. Он способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал.

Прикосновения к шее, «заламывание» рук. Когда люди заламывают руки или переплетают пальцы, особенно в ответ на какое-то значимое замечание, это является признаком стресса или потери уверенности. Тоже можно сказать и о прикосновениях к шее, горлу или нагрудной ямке в стрессовых ситуациях. Это универсальный сигнал того, что мозг активно перерабатывает какую-то угрожающую или эмоциональную информацию.

Средний палец. Когда мы говорим о жестах, то вспоминаем понятие жесты-эмблемы – это жесты, заменители целых слов и выражений.  Выдвижение вперед среднего пальца – это непристойный и оскорбительный жест.  Его вряд ли будут использовать Ваши собеседники в явном виде, однако в качестве «эмблематической утечки» появление этого жеста возможно. Если вы заметите, что Ваш собеседник поправляет очки средним пальцем или указывает в документе на параграф, используя средний палец, то эти эмблематические утечки можно анализировать в контексте, как возможные признаки враждебности, неприязни, презрения или пренебрежения.

Руки постоянно посылают нам невербальные сигналы. Используйте эти инструменты для передачи Ваших собственных сообщений и для получения ценной информации о других людях.

Шмакова Альбина

Подробнее об этом мы будем разговаривать на нашем новом курсе “Анализ невербального поведения“:
20 апреля – онлайн
08-09 июня – очно в Москве