Химия эмоций

Большинство эмоций человека имеют под собой важную химическую, а точнее нейромедиаторную основу: мы испытываем ту или иную эмоцию тогда, когда у нас выделяются строго специфические вещества. Давайте разберемся, какие именно эмоции связаны с ними.

Общее настроение: серотонин

Серотонин – это нейромедиатор – одно из веществ, являющихся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга. Восприимчивые к серотонину нейроны расположены практически по всему мозгу.

Трудно переоценить ту роль, которую выполняет серотонин в человеческом организме:

  • В передней части мозга под воздействием серотонина стимулируются области, ответственные за процесс познавательной активности.
  • Поступающий в спинной мозг серотонин, положительно влияет на двигательную активность и тонус мышц. Это состояние можно охарактеризовать фразой “горы сверну”
  • И наконец самое главное – повышение серотонинэргической активности создает в коре головного мозга ощущение подъема настроения. Пока ограничимся именно таким термином, хотя в различных сочетаниях серотонина с другими гормонами – мы получаем весь спектр эмоций “удовлетворения” и “эйфории” – но об этом мы поговорим чуть позже.

Недостаток серотонина, напротив – вызывает снижение настроения и депрессию.
У людей с пониженным уровнем серотонина, малейшие поводы вызывают обильную стрессовую реакцию.

Удовольствие: дофамин.

Дофамин как гормон вырабатывается мозговым веществом надпочечников, а дофамин-нейромедиатор – областью среднего мозга, называемой “черным телом“.

Уровень дофамина достигает максимума во время таких действий, как еда и секс.
Почему нам приятно от мыслей о предстоящем удовольствии? Почему мы можем часами смаковать предстоящее наслаждение? Последние исследования показывают, что выработка дофамина начинается ещё в процессе ожидания удовольствия. Этот эффект схож с рефлексом предварительного слюноотделения у “собаки Павлова”.

Считается, что дофамин также участвует в процессе принятия человеком решений. По крайней мере, среди людей с нарушением синтеза/транспорта дофамина многие испытывают затруднения с принятием решений. Это связано с тем, что дофамин отвечает за “чувство награды“, которое зачастую позволяет принять решение, обдумывая то или иное действие ещё на подсознательном уровне.

Страх и гнев: адреналин и норадреналин.

Адреналин – не нейромедиатор, а гормон – то есть он не участвует напрямую в продвижении нервных импульсов. Зато, поступив в кровь, он вызывает целую бурю реакций в организме: усиливает и учащает сердцебиение, вызывает сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек, расслабляет мускулатуру кишечника, и расширяет зрачки.

Основная задача адреналина – адаптировать организм к стрессовой ситуации. Адреналин улучшает функциональную способность скелетных мышц. При продолжительном воздействии адреналина отмечается увеличение размеров миокарда и скелетных мышц. Вместе с тем длительное воздействие высоких концентраций адреналина приводит к усиленному белковому обмену, уменьшению мышечной массы и силы, похуданию и истощению. Это объясняет исхудание и истощение при дистрессе (стрессе, превышающем адаптационные возможности организма).

Норадреналин – гормон и нейромедиатор. Норадреналин также повышается при стрессе, шоке, травмах, тревоге, страхе, нервном напряжении. В отличие от адреналина, основное действие норадреналина заключается в исключительно в сужении сосудов и повышении артериального давления. Сосудосуживающий эффект норадреналина выше, хотя продолжительность его действия короче.

Считается, что норадреналин – гормон ярости, а адреналин – гормон страха. Норадреналин вызывает в человеке ощущение злобы, ярости, вседозволенности. Адреналин и норадреналин тесно связаны друг с другом. В надпочечниках адреналин синтезируется из норадреналина. Что ещё раз подтверждает давно известную мысль, что эмоции страха и ненависти родственны, и порождаются одна из другой.

Счастье: эндогенные опиаты – эндорфины и энкефалины.

Физиологически, эндорфины и энкефалины обладают сильнейшим обезболивающим, противошоковым и антистрессовым действием, они понижают аппетит и уменьшают чувствительность отдельных отделов центральной нервной системы. “Слеп от счастья” – если говорить утрировано.

Эндорфины нормализуют артериальное давление, частоту дыхания, ускоряют заживление поврежденных тканей, образование костной мозоли при переломах. Счастливые люди выздоравливают быстрее – это научно доказанный факт.
Основная мишень эндорфинов – это так называемая опиоидная система организма, и опиоидные рецепторы в частности. Благодаря сходству с наркотическими веществами вроде морфия, эндорфины и энкефалины получили название “эндогенные (то есть внутренние) опиаты”.

Выброс эндорфинов у человека напрямую связан с ощущением счастья, сиюминутного блаженства.

Есть мнение, что эйфория от просмотра произведений искусства, прослушивания музыки – также имеет эндорфинную природу. Эйфория оргазма – это тоже эндорфины, но про оргазм мы поговорим чуть позже. Ещё один способ выработки эндорфинов – занятия спортом. Причина популярности спорта не только в культе силы, но и в выбросе эндорфинов, который происходит, когда стрессовая нагрузка прекращается.

Интересно, что с возрастом, всё меньше событий способны доставить человеку ощущение счастья. “Станут речи мудрей, а улыбка скупа, и слабей новогодний дурман“.. Так вот, этот дурман слабее именно из-за привыкания рецепторов к эндорфинам. Поэтому “опьянеть от счастья”, взрослому человеку гораздо тяжелее, чем ребёнку.

Доказано, что имеется взаимосвязь между темпераментом человека и функционированием его опиоидной системы.

Доверие и общительность: окситоцин

Окситоцин – ещё один гормон и нейротрансмиттер гипофиза. Сравнительно недавно (2005 год) была открыто психо-физиологическая роль окситоцина-нейромодулятора. В ходе нескольких экспериментов, выяснилось, что окситоцин увеличивает степень доверия к конкретному человеку.

В настоящий момент считается, что уровень окситоцина повышается при близком контакте с человеком, особенно при прикосновениях и поглаживаниях. Ещё больше окситоцина выделяется в процессе полового акта, и непосредственно в момент оргазма – как у мужчин, так и у женщин.

Окситоцин участвует в формировании связей между людьми, в том числе связей между матерью и ребёнком. Окситоцин понижает уровень тревожности и напряжения человека при контактах с другими людьми. Окситоцин стимулирует выработку эндорфинов, вызывающих ощущение “счастья”. Кошка, которая мурлыкает в ответ на ваши поглаживания – типичный пример действия окситоцина.

1 comment
  1. Хороший обзор! Но 🙂 существуют еще несколько нейрогуморальных механизмов, которые явно вмешиваются в описанные. Я имею в виду ГАМК-эргические. Известно, что на сегментарном уровне ГАМК выполняет роль тормозного медиатора, и при известной стимуляции, с задних рогах спинного мозга происходит уменьшение содержания ГАМК,что рассматривается как выход ГАМК в аксо-аскональных синапсах. В то же время, в околопроводном сером веществе и в ядрах шва содержание ГАМК увеличивается.
    Таким образом (пока гипотетически – мало данных), можно предположить, что активация ГАМК-эргической системы в супрасегментарных отделах (в норме) удерживает от неконтролируемой активации антагониста – дофаминэргической системы, и значит, от постоянного чувства эйфории . Токсическое же повреждение ГАМК -эргического тормозного механизма, вероятно, имеет отношение к формированию зависимости: 1) желание эйфории (и ее достижение с использованием “токсических” веществ), 2) переживания боли в случае отсутствия тормозного влияния с сегментарного уровня.
    🙂

Comments are closed.