Как Пол Экман доказал универсальность эмоций

Нет ни одного уважающего себя профайлера, который бы не слышал про Пола Экмана. Более того, многие интересующиеся темой безынструментальной детекции лжи начинают свое знакомство с данной областью через книги этого известного автора, либо посмотрев сериал «Обмани меня», при создании которого Пол Экман выступал консультантом.

На случай, если вы первый раз слышите про профайлинг, Пол Экман – это американский психолог, доктор наук, всемирно признанный эксперт по теории лжи и психологии эмоций, заслуженный профессор Калифорнийского Университета, исследователь и автор самых известных работ, посвященных исследованию невербального поведения (мимики и жестов). Является автором более 100 статей, имеет несколько почетных докторских степеней. Экман был признан одним из наиболее влиятельных психологов 20 века Американской психологической ассоциацией, а в 2009 года журнал Time включил его в список 100 самых влиятельных людей в мире. В настоящий момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group», компанию, занимающуюся разработкой устройств для тренировок способностей к определению эмоций и микровыражений. Кстати, прототип Пола Экмана в сериале «Обмани меня» доктор Кэл Лайтман является главой компании под названием «The Lightman Group». Помимо перечисленного, Пол Экман часто дает консультации по выражениям эмоций адвокатам, судьям и полицейским, различным государственным учреждениям, в частности ФБР и ЦРУ, а также корпорациям, в том числе анимационным киностудиям Pixar, Industrial Light and Magic.

Опустив увлекательный рассказ о его богатой биографии, хочу остановиться на его исследованиях, благодаря которым Пол Экман стал так знаменит. В 1967-68 годах он с командой ученых совершил путешествие в Папуа-Новую Гвинею в целях исследования невербального поведения изолированных племен, живущих в «каменном веке». При планировании эксперимента Пол Экман отталкивался от мысли, что единственным способом получить веские доказательства существования универсальных эмоций было доказать, что люди, которые визуально изолированы от остального мира, интерпретируют выражение лица точно так же, как и представители письменных культур. Тогда будет получен доступ к общему источнику, который не связан с общими для всех видами выражения лица, и можно будет сделать вывод, что Дарвин был прав, утверждая, что способы выражения эмоций на человеческом лице универсальны. Было проведено несколько экспериментов. В первом исследовании, проведенном в 1967 году Пол Экман с коллегами демонстрировали фотографии лиц с изображениями эмоций представителям двух дописьменных культур (в Борнео и Новой Гвинее). Однако исследователи столкнулись с трудностями в проведении процедуры оценки, когда обследуемому предъявлялась фотография и было дано задание выбрать слово, обозначающее эмоцию из предложенного списка. Представители изучаемых народов не умели читать ни на одном из языков, а при переводе слов на язык этих народов, вставал вопрос, знают ли исследователи достаточно хорошо языки этих народов, чтобы точно передать эмоцию каким-то одним словом на их родном языке. В финале первый эксперимент не позволил получить валидные результаты. И Пол Экман, убедившись в том, что именно проблемы с заданием по оценке привели к несостоятельности полученных результатов, сформулировал новое оценочное задание и вернулся в Новую Гвинею через год.

Что являлось важным условием второго эксперимента? В ходе его проведения Пол Экман с группой работали только с жителями Новой Гвинеи. Испытуемые принадлежали к культурно-лингвистической группе племени форе (юго-западное нагорье Новой Гвинеи), которая еще около 15 лет назад была изолированной неолитической культурой. Выбранные для эксперимента испытуемые максимально соответствовали необходимым критериям, чтобы можно было убедиться, что на них не оказали влияния контакты с другими культурами: они никогда не видели кино, не говорили на английском и не понимали его, не жили в западных поселениях или в населенных пунктах под контролем правительства, никогда не работали под руководством белого человека. В эксперименте приняли участие 189 взрослых мужчин и женщин, а также 130 мальчиков и девочек.

Второй эксперимент заключался в том, что жителю племени предъявляли два или три снимка и давали задание выбрать подходящий снимок с изображением эмоции под описание истории. Для примера, одна из простых историй звучала так: «Женщина одна дома, в деревне больше никого нет. В доме нет ни ножа, ни топора, ни лука со стрелами. Дикий кабан стоит в дверях дома, женщина смотрит на него и очень боится». Эта история характеризовала человека, находящегося в эмоции страха. После рассказа истории жителю племени предъявляли три изображения с разными эмоциями, из которых он должен был выбрать тот снимок с изображением эмоции, которая лучше всего отражала состояние человека в этой истории. И такие истории были представлены под все исследуемые эмоции.

После получения результатов выбора жителями Новой Гвинеи изображений мимики и соотнесения ее с той же самой конкретной эмоцией, что и в исследованиях с представителями культур, обладающих письменностью, стало ясно, что полученные результаты проведенных исследований являются убедительным доказательством существования универсальных видов выражения эмоций на человеческом лице. Для увеличения объективности выдвигаемых выводов была проведена еще группа экспериментов, подтверждающая первоначальные результаты. Ряд исследователей (Карл и Элеанор Хайдеры) скептически отнеслись к полученным результатам и повторили эти эксперименты, получив схожие результаты.

 

Мартьянова Людмила