Ребенок рождается на свет с определенными особенностями характера. Жизненные события, окружение, воспитание, образование накладывают свой отпечаток на эти особенности, дарованные природой. Есть вещи, влияющие на формирование характера в детстве, на которые родители не могут повлиять, например, травмирующие события (утрата близкого, экономическая ситуация в стране). Родители в данном случае могут помочь это прожить, но сделать так, чтоб этого совсем не было – не могут. Но также есть кое-что, на что могут повлиять родители, для того, чтобы ребенок, вырос счастливым и успешным. Эта статья – продолжение темы, начатой в статье «Какие разные дети!». На ответственности родителей – поддерживать сильные стороны ребенка, давать возможности их реализовывать, и вместе с ребенком искать инструменты для того, чтобы учиться жить в социуме, учитывая слабые стороны характера.
В предыдущей статье мы рассмотрели гипертимный, шизоидный и эпилептоидный склады характера. Теперь поговорим об эмотивном, тревожно-мнительном и истероидном.
Дети эмотивного склада характера очень тонко чувствуют состояния других людей, редко идут на конфликты, тревожатся за благополучие окружающих. Внутренний критик у них развит, как ни у кого другого – эта особенность делает их очень ответственными, и в тоже самое время им сложно решиться ввязаться в какое-то новое дело, если они не чувствуют, что достаточно компетентны. Базовая потребность эмотивов – забота о ближних. Это может быть подруга или родитель. Нередко ценой ущемления своих интересов, они будут усердно «заботиться» о том же самом родителе, дабы не причинить ему неприятные чувства. Эта особенность очень удобна для родителей, но крайне не полезна для самого ребенка. Если в семье родился эмотивный ребенок, важно поддерживать его в тех ситуациях, когда он говорит «нет», для них это очень сложно. В будущей жизни этот навык будет крайне полезен. Эмотивным детям нелегко чувствовать свои желания. Они очень хорошо чувствуют желания окружающих, и теряют связь со своими внутренними потребностями и интересами. Поддерживать здоровый эгоцентризм у таких детей полезно.
Детям тревожно-мнительного характера свойственна нерешительность и постоянная тревога. Страх – это то, с чем приходится жить такому ребенку. В ситуациях, когда надо принимать решение, он медлит, колеблется и теряется в сомнениях. А если ситуация предполагает, что решение надо принимать в моменте, то из-за боязни и внутренней тревоги, он может принять это решение импульсивно и неловко. Такие дети могут сильно переживать за свое здоровье. Если кто-то из близких уехал и не предупредил куда, то в голове у тревожно-мнительного быстро нарисуется самая страшная картина. Они очень требовательны к себе, в довесок к нерешительности эта особенность способствует формированию большого количества ограничивающих убеждений и заниженной самооценки. Интеллигентные, послушные, ответственные эти дети особо нуждаются во внимании и поддержке со стороны родителей. Важно подчеркивать их достижения и насколько это возможно понижать уровень тревоги. Эти дети меньше всего нуждаются в наказаниях – самобичеванием они занимаются самостоятельно.
Истероидный или демонстративный психотип. Для таких детей самое главное – быть в центре внимания. Люди истероидного психотипа больше других заняты собственной персоной и можно говорить об эгоцентризме, лежащем в ядре их характера. Яркие, эмоциональные, такие дети умело манипулируют окружающими. Горючие слезы в данном случае могут быть не признаком искреннего раскаяния или горя, а умелым использованием своего актерского таланта, дарованного природой. Им хочется казаться лучшими в глазах других людей, для них это важно. Следствием этого может быть тяга к фантазированию и лжи. Сильной чертой истероидного психотипа является умение работать на публику. Свойства истероидного характера наиболее благоприятны, если они смешиваются с чертами других характеров. Родителям при воспитании такого ребенка важно хвалить его тогда, когда он трудится упорно и добросовестно, обращать его внимание на потребности и интересы других людей, не поддаваться на эмоциональные провокации и помнить о себе.
Шмакова Альбина.