Не редко мы видим, что в семьях у одних и тех же родителей рождаются дети совершенно разные по характеру. Больше того, не редко они не просто отличаются друг от друга, а не похожи ни на кого из семьи. Родителям легче понимать своего ребенка, когда можно вздохнуть и сказать, как же он похож на меня. Гораздо сложнее тем, чьи дети родились с отличным характером, чем они сами. В таком случае поведение, ценности, восприятие мира ребенком может в корни отличаться от мировосприятия этого же самого мира родителем. О разных характерах детей и о том, как родители могут помочь вырасти своему, пусть и не похожему на себя по характеру, ребенку мы с вами поговорим в этой статье.
Гипертимная характер. Гипертимные дети активны, инициативны, жизнерадостны и обращены к миру. Природа наделила их даром общения. В незнакомой компании такой ребенок не растеряется, быстро адаптируется и найдет, чем заняться, и о чем поговорить. Думают гипертимные дети в слух и озвучивают все пришедшие мысли своему собеседнику, что может несколько обескураживать родителей, в характере которых заложено больше сдержанности.
Гипертимы с трудом переносят однообразие и нередко переменчивы в намерениях, при этом, они могут с энергией и энтузиазмом включиться в какое-то дело, но как только дело из разряда «новинки» переходит в рутину (а эта фаза цикла неминуемо наступает однажды, за какое дело ни возьмись) они быстро теряют интерес и охладевают.
Еще одной особенностью гипертимной тенденции является то, что гипертимный ребенок не очень склонен задумываться над чувствами других людей. И иногда его откровенно бывает «много». Постоянная потребность в общении может раздражать и наносить вред учебному процессу.
Наделенные большим количеством энергии гипертимы во взрослой жизни очень часто успешны в работе, имеют большой круг общения. Родители гипертимного ребенка могут ему помочь, если будут аккуратно, не ущемляя его потребности в самостоятельности, направлять его бурную энергию в нужное русло. Вместе с ним заниматься каким-то хобби, чтобы не давать ему сильно распыляться и своим участием немного его дисциплинировать.
Противоположенным гипертимному является шизоидный психотип. Обращенные внутрь себя, необычные, замкнутые – эти дети не всегда находят поддержку своей необычности в социуме. Как правило у них небольшой круг друзей. Они могут испытывать сложности с общением. Контекст и ситуацию такие дети чувствуют плохо. Критика и обратная связь воспринимается ими в штыки.
Нестандартность мышления, богатый внутренний мир и глубокое изучение темы, которая их по-настоящему интересует, нередко приводят шизоидов к успеху в таких областях, как наука, IT-сфера, творчество.
Важно, чтобы родитель, у которого растет такой ребенок, уважительно относился к его внутреннему миру и по возможности принимал необычного ребенка, таким какой он есть. (неприятия шизоидам хватает в социуме). Если в семье растет шизоидный ребенок, можно помогать ему в общении и знакомстве со сверстниками, бережно давать обратную связь, развивать эмоциональный интеллект.
Эпилептоидный характер формируется у детей с сильной и вязкой нервной системой. Упорные, трудолюбивые, хозяйственные, такие дети во взрослом возрасте становятся авторитарными главами семей или стремятся руководить на работе. Гневливость и аффективные разрядки свойственны людям эпилептоидной акцентуации. В связи с этой их особенностью с эпилептоидными детьми бывает не просто.
Одна из задач родителей, воспитывающих такого ребенка, учить его заботиться об окружающих. Такие дети не очень переживают за чувства ближних и сильно тянутся к власти и доминированию. Еще одной миссией родителя, воспитывающего такого ребенка, является необходимость научить его справляться с аффектом. Агрессия и вспышки гнева – это то, что сопровождает семью и близких эпилептоида в течении всей совместной жизни. Благодаря сильному упрямству, бороться с эпилептоидным ребенком бесполезно. Родителям эпилептоида важно научиться удерживать с ним спокойную, но твердую позицию.
Шмакова Альбина.