Интернет предлагает ряд схожих определений понятия «воля». Если подытожить, воля – это сознательный контроль поведения для достижения цели.
Педагогическая психология к волевым качествам относит: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка (самообладание), инициативность, дисциплинированность, мужество.
Голосовые признаки воли по В. Х. Манерову
Говорящий с сильной волей характеризуется следующими тенденциями:
-
громкость чаще выше средней
-
жесткий тембр, металлический, холодный, иногда сдавленный
-
ритм напряженный
-
ударение чаще динамическое, толчком в конце предложения
-
сдержанное интонирование
-
чёткая артикуляция
-
короткие, лаконичные предложения
Речевая симптоматика слабоволия говорящего:
-
громкость чаще ниже средней
-
мягкий тембр
-
неустойчивость ритмического протекания
-
ритм ненапряженный
-
хорошая мелодика
-
хорошее темпоральное ударение
Сопоставив признаки, становится наглядным, что воля – это некое сознательное внутреннее напряжение, отсутствие которого делает личность размягчённой. Ресурс, поддерживающий это напряжение, проявляется в более громком звучании. Жёсткий тембр при сдержанном интонировании, говорит о стремлении к рациональному поведению. Напротив, мелодичность с мягким тембром – о преобладании чувственной сферы. При наличии сильной воли присутствует собранность – фразы становятся короче, артикуляция чётче. Вспоминаем выражение «чеканить слова». Громкость к концу фразы чаще возрастает, создавая толчок. Наверное, замечали, что у людей, уставших или неуверенных, громкость наоборот к концу предложения снижается вплоть до полного растворения слов.
Итак, все эти характеристики могут быть как относительно постоянны, так и ситуативно меняться. Наблюдая эти изменения, мы наблюдаем за сменой чувств и отношений говорящего. А также тренируемся слышать и понимать людей между слов.