Я-концепция. Получение признания у причастного лица.

М. Пелехатый, ректор Института НЛП

 

Делать себя несчастными самостоятельно люди, в большинстве своем, могут, особенно это касается тех, кто решился на совершение противоправных действий — краж, мошенничеств, иных преступлений. Люди не просто так идут на правонарушения. У них для этого есть свои мотивы, а, главное, убедители, которые «говорят», что им «обязательно повезет». Сотрудники правоохранительных органов, полиграфологи с большим опытом работы абсолютно точно знают, что у криминального опыта есть своя структура. И если ее понять, то преобразование в нужный результат, — а именно, получение признания, возврат похищенных ценностей, -возможно. Но, как правило, мы несчастными делаем себя и окружающих, и проделываем эти преобразования бесцельно и непрофессионально. А ведь есть по-настоящему действенные методы!

 У каждого из нас в разные периоды жизни складываются различные образы себя — то, что называется «Я-концепция». В какой-то момент времени появляется идея: Я-умный, в какой-то: Я-гуманитарий или Я-технарь. Существуют и общие для людей Я-концепции: Я-мужчина или Я-женщина. Все они образуются, поддерживаются (или разрушаются), развиваются или уничтожаются по одним и тем же схемам. Наши внутренние качества, то, что мы знаем о себе, то, во что мы верим, обладают структурой. Именно это и позволяет понять, как строится или разрушается это представление. Так же строится в голове у правонарушителя своя криминальная Я-концепция: Я–вор, Я–мошенник, Я-успешный преступник.

 Чем больше у тебя есть доказательств того, что ты проявлял какое-то качество в жизни, тем больше у тебя уверенность в том, что ты таковым и являешься. Если ты подумаешь о том, почему ты решил для себя: «Я-умный», окажется, что есть воспоминания о прошлом опыте, когда это подтверждалось. Причем абсолютно не важно (и это важно!) был ли этот опыт реальным или придуманным… Запомните — мы еще вернемся к этой мысли.

Это убеждение может так же формироваться из-за того, что по какой-то причине человек не смог следовать принятым в обществе нормам, оказался более успешным в асоциальном поведении, и это подтвердилось каким – либо образом.

 Следующее подтверждение – я и сейчас такой. Я использую это качество в настоящем и тоже могу привести какое-то количество примеров в разных контекстах (я умный на работе, в беседах с друзьями, в общении с девушкой). Может быть, поэтому люди любят, когда ими восхищаются? Это стабилизирует и укрепляет собственное представление о себе. Ну, и конечно же, в будущем я тоже такой! Я представляю себе, что я такого делаю, что подтверждает это мнение. Причем, я представляю себе, что буду таким в самых разных обстоятельствах. И их количество даже больше, чем сейчас. И более того, если мы говорим о криминальном опыте, то эмоция азарта часто отделяет у таких людей реальность от иллюзорности достижения успеха. Особенно, если удавалось когда-либо переиграть своего работодателя, сотрудников правоохранительных органов, полиграфологов, верификаторов.

 Чем дальше в моем прошлом опыте есть доказательства, тем прочнее фундамент. Чем дальше в прошлое, тем дальше в будущее. Качество становится поведенческим шаблоном. Именно отсюда возникает состояние рецидива, поскольку поведенческий стереотип становится не только привычкой, но и образом жизни.

 Очень важны ролевые образы. Кто из известных тебе людей тоже отвечает этому качеству и какие черты ты перенял или хотел бы перенять у него? А может быть есть знакомые, о которых ты точно знаешь, — он такой (она такая)! Помните портреты в классе математики, химии, литературы? Ученые, которые стали для нас навсегда образцами ума — Ломоносов, Эйнштейн, Гаусс, и писатели — Пушкин, Гоголь, Достоевский, запечатлевшиеся, как образцы писательского таланта. У всех есть кумиры-образцы для подражания в различных сферах жизни. И не обязательно это звезды спорта, знаменитые ученые. Нет! Это могут быть знакомые, обладающие каким-то важным качеством. С криминальной точки зрения — более успешные в противоправных действиях, которые смогли избежать наказания. Далеко ходить не надо за примерами. Сергей Мавроди организовал после обмана 15 млн. человек новую пирамиду и остался абсолютно безнаказанным. А Мишка Япончик, о котором даже фильмы и мюзиклы снимают, также может повлиять на формирование Я-концепции криминальной личности.

 Следующая составная часть структуры – противоположные примеры. Их должно быть немного (5-10%) в устойчивой Я-концепции. Именно они создают петлю обратной связи с внешним миром и заставляют развиваться! Я умный, но есть еще куда стремиться! Есть небольшие недоработки… Можно было больше украсть.

 Разрушение Я-концепции не происходит быстро в условиях обычного взаимодействия людей. Она скорее размывается…. Ставится под сомнение и только потом исчезает окончательно. Кто не помнит риторических вопросов: «Какой же ты мужчина, если даже лампочку ввернуть не можешь (варианты — вбить гвоздь, повесить картину)? «Да и друзья у тебя те еще…». Как, ты думаешь, поведет себя мужчина, у которого Я-концепция Я-мужчина поплыла… Ее нужно поддержать…. Как мужчина будет поддерживать эту идею? С помощью женщин, конечно же. И, по-видимому, не тех, кто сомневается в его качествах…

 Одной нашей знакомой папа когда-то сказал, что она не может учиться на программиста, т.к. женщин-программистов не бывает, а если женщина программист, то она не женщина. Мама ей регулярно говорит о том, что ее нереально выдать замуж, т.к. она ничего не умеет: стирать, гладить, готовить, убирать, поддерживать порядок и, следовательно, она не хозяйственная, а, значит, не является нормальной женщиной. А школьные годы? Теперь становится понятно, почему математика не была любимым предметом? «Ты не Лобачевский!», — и разрушается связь Я-концепции с прототипом… «Каждую контрольную одно и то же!», — и несколько ошибок превращаются в преобладающие примеры из прошлого. «При таких знаниях ты надеешься получить хорошую оценку в году?»,- и база данных будущих примеров перестает существовать… Конечно же, неплохо работает и обобщение различных примеров, сводящее их до одного и то случайного: «То, что ты смог решить однотипные задачи, еще не делает тебя математиком. Нужен труд, а не случайное везение в совпадении с ответом!».

 Как ты думаешь, где окажется человек, который, по мнению его близких, не способен быть умным, мужественным, смелым? В виртуальном мире…. Именно там можно реализовать безупречный образ себя. Помнишь, мы отмечали, что совершенно не важно, из каких кирпичиков строится мнение о себе – из реального опыта или опыта в воображении… Именно там, в виртуальном мире проще быть храбрым и благородным. Тем более, что тебя окружают такие же…

 В последние годы очень часто пишут об игровой зависимости. Нет! Эти люди не зависимы от игр. Они – эмигранты в другую реальность. Они так и живут между двумя мирами, а иногда мир реальности служит лишь для поддержания возможности жить в виртуальном мире. Создаются части личности, которые никогда не встретятся… И одна из них дезадаптируется в нашем мире. Очень немногие используют виртуальный мир для того, чтобы там отрабатывать стратегии поведения или общения реального мира. Мало тех людей, которые предпочитают на игре в оловянных солдатиков лишь моделировать настоящее сражение. В основном, жители виртуальных миров предпочитают быть настоящими генералами настоящих оловянных солдатиков… Так и рождаются «ники», связанные с новым представлением о себе, точнее, с новой я-концепцией…. Посмотрите, как мало в Интернете людей, позволяющих себе быть там и писать там под настоящими именами.

 Итак, что же нужно сделать, чтобы мягко дезадаптировать причастного человека и получить от него признание, а иногда, похищенные деньги и ценности обратно? Для этого необходимо разрушить или поставить под сомнение его Я-концепцию успешного преступника. Оригинально это делает в фильме «Джентльмены удачи» герой, которого играет Евгений Леонов. Он очень точно попадает в карту его «подопечных» фразой: «Украл, выпил, в тюрьму!». Полностью ставя под сомнение их смысл жизни и наступление любого светлого будущего.

 Фактически то же самое и мы с вами делаем в рамках получения признания:

 «Я преступник (вор), я все сделал правильно», — эту составляющую Я-концепции ставим под сомнение фразами: «Если успешный, как ты тут оказался?», «Ты не вор, ты «крысятник», настоящие воры так себя не ведут» и т.д.

 «Я и сейчас такой, я выберусь», — эту составляющую Я-концепции разрушаем тем, что ставим под сомнение его успешность: «Если бы ты был таким умным (успешным), ты бы здесь не оказался. Успешные люди, они живут иначе. Ты уже все признаки причастности показал. И чем сильнее сопротивляешься, тем лучше все видно!».

 Доказательства прошлого успешного опыта ставим под сомнение тем, что интерпретируем их, как путь в никуда, как очередной шаг к скамье подсудимых. Например: «Чикатило с каждым убийством все быстрее приближал себя к тюрьме и смертной казни. Наверное, это то, что ты хочешь для себя в будущем? Конечно, вряд ли расстреляют…Но…».

 И так — по всем пунктам Я-концепции.

 Все это делается очень спокойным голосом, с большим числом пауз в речи. Обязательно проявление на лице эмоции жалости и одновременно презрения.