Роль профайлинга в авиационной безопасности

Очень часто люди, которые достаточно редко пользуются услугами авиационного транспорта (например, раз в год вылетая за границу в жаркую страну во время отпуска), обеспокоены своей безопасностью. Но не только они подвержены подобным страхам. Зачастую, даже те, кто регулярно совершают полеты, задумываются о своей безопасности, хотя их страхи кажутся меньше. Почему многие люди обеспокоены своей безопасностью, казалось бы, даже в век высоких технологий, когда системы безопасности наиболее развиты? Причиной тому является мировой терроризм – внезапный, вездесущий и беспощадный. Иными словами, никто не застрахован от таких ситуаций, каждый из нас случайно может оказаться не в том месте, не в то время.

Такая напряженная общественно-политическая обстановка заставляет Службы Авиационной Безопасности (далее – САБ) внедрять в свою работу новые методики и разработки, способные повысить уровень безопасности граждан. Внедряются комплексные системы безопасности по предотвращению актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) и других противоправных действий, направленных против гражданской авиации на стратегически важных объектах.

Как отмечалось ранее, мы живем в век высоких технологий, которые, казалось бы, в состоянии поддерживать уровень безопасности на должном уровне. Но, тем не менее, даже сейчас мы не можем быть защищены на 100% от угрозы терроризма. Это вовсе не означает, что мы не можем повысить уровень защищенности наших граждан на объектах гражданской авиации. Именно поэтому, наряду с уже существующими технологиями и методиками, которые обеспечивают нашу с вами безопасность, необходимо прибегать к постоянному использованию альтернативных вариантов по выявлению признаков лиц, готовящихся совершить АНВ. Одним из перспективных подходов к этой проблеме является внедрение в работу служб безопасности и правоохранительных органов технологии профайлинга, который применяется западными службами безопасности более 30 лет и постепенно становится востребованным в России и странах ближнего зарубежья.

Профайлинг происходит от английского «profile», что в переводе означает профиль, а точнее профилирование. Профайлинг – это использование совокупности психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. То есть «провести профилирование», отнести человека по ряду невербальных признаков к типу личности: опасному или неопасному, в зависимости от социального окружения и контекста.

Авиационный профайлинг – направление профайлинга, цель которого – выявление по невербальным признакам пассажиров, имеющих намерение совершить террористический акт на борту воздушного судна, в здании аэропорта, выявление признаков скрыто-носимого оружия и взрывчатки; пассажиров, способных в силу своих психологических особенностей, совершить правонарушение либо хулиганские действия.

На сегодняшний день, когда угроза терроризма наиболее высока, технология профайлинга на транспорте все активнее используется в сфере авиационной безопасности. От эффективности выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние на объектах авиационной инфраструктуры, зависит безопасность огромного количества людей.

Практика показывает, что применение традиционных методов обеспечения безопасности не только в международных, но также и в региональных аэропортах, недостаточна. Формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники необходимо, но они не могут полностью предотвратить террористический акт. Вспомните, например, терракт в международном аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, который совершил террорист-смертник.

В данный момент средства обеспечения безопасности, которые существуют и активно используются, в большинстве своем предназначены для обнаружения опасных предметов и веществ. Но недостаток этих средств заключается в том, что они не позволяют выявить противоправные намерения. Чтобы решить данную проблему и компенсировать этот недостаток, предпринимаются разного рода попытки по созданию технологий, позволяющих со временем идентифицировать противоправные намерения, которые человек готовится совершить, с помощью анализа психофизиологических реакций человека.

В связи с этим сотрудники САБ, обеспечивающие безопасность граждан в аэропортах, для повышения качества безопасности должны овладеть методикой профайлинга, научиться ее применять и уметь проводить опросную беседу, чтобы на должном уровне обеспечивать безопасность граждан на всей территории какого-либо аэропорта или объекта гражданской авиации.

Авиационный профайлинг носит оперативный характер. Он реализуется за максимально короткий промежуток времени по причине постоянного пассажиропотока. Как правило, такой профайлинг сводится к отнесению того или иного пассажира к определенной группе (типу): потенциально неопасные пассажиры или потенциально опасные пассажиры. Именно последняя группа пассажиров должна привлекать особое внимание, потому что именно пассажиры, отнесенные к данной группе, способны совершить разного рода АНВ.

Потенциально опасные пассажиры также подразделяются на две подгруппы: подозрительные и критически подозрительные. К сожалению, границы между данными подгруппами зачастую размыты по причине того, что нет четких критериев, по которым того или иного пассажира можно было бы отнести в одну из этих групп.

Прежде всего сотрудники САБ при наблюдении за пассажирами в аэропортах должны постоянно задавать себе вопросы для калибровки того или иного пассажира – намерен ли этот человек совершить правонарушение? Тот ли это человек, за которого он себя выдает, или же я вижу только «роль», которую человек играет? Какие эмоции он испытывает – страх, гнев? Какова вероятная причина проявленных эмоций?

Также сотрудникам САБ важно соотносить внешние проявления человека с ситуацией, в которой он находится (контекст всегда важен). Например, в теплую или жаркую погоду человек одет в пальто или пуховую куртку. Данное несоответствие называется неконгруэнтностью. Подобное несоответствие должно привлечь внимание сотрудников безопасности. Это серьезный повод для проведения опросной беседы, ведь под курткой человек может скрывать оружие или, еще хуже, бомбу.

Необходимо понимать, что несоответствие может проявляться не только в одежде, но еще и в данных паспорта, билета и визы. Также несоответствие может наблюдаться в ситуации, когда человек не может сообщить значимую информацию о тех людях, с которыми он отправляется в поездку. Маршрут, не соответствующий логике, тоже может выдать человека, носящего преступные замыслы. И здесь следует отметить, что подозрительные признаки проверяются, исходя из личных убеждений сотрудника-профайлера.

К критическим признакам, которые могут выдать человека, задумавшего совершить АНВ, следует отнести: перекос одежды; выпуклость одежды в тем местах, где человек может прятать оружие; наличие одежды, скрывающей контур фигуры; хождение по помещению и тщательное осматривание его; непроизвольный контроль оружия или пояса смертника (шахида); наличие скрыто-носимого оружия на теле (которое не задекларировано и скрывается); невразумительные ответы на вопросы по деталям одежды, содержимого багажа, документов и сопровождающих лиц, а также подделку документов.

Террориста-смертника может выдать его собственное поведение. Как правило, эмоции террориста выражаются в скрытом гневе или явной агрессии. Вегетативная нервная система (ВНС) может также помочь выявить террориста-смертника, поэтому пренебрегать этим не стоит, так как ошибка может стоить десятков жизней невинных граждан. Одним из таких признаков ВНС является неестественно бледный цвет лица (венозная кровь дает синие пигменты на лице человека, испытывающего эмоциональное возбуждение). Помимо эмоции гнева, необходимо понимать, что террорист-смертник может быть полностью эмоционально нейтрализован (так называемая «суицидальная маска»). Иными словами, на лице человека будет полное отсутствие эмоций, а сам он будет находиться в состоянии транса. К признакам, выдающим террориста-смертника, также относятся перекос одежды и «одеревенение» – походка «Буратино».

Методику профилирования с целью повышения эффективности обеспечения безопасности в аэропортах можно представить в виде нескольких этапов, каждый из которых следует друг за другом:

1. Наблюдение за пассажиропотоком;
2. Выявление лиц, относящихся к потенциально опасным пассажирам;
3. Проверка личных документов;
4. Проведение общей опросной беседы;
5. Проведение опросной беседы, касающейся подозрительных признаков;
6. Заключительная оценка.

Наиболее эффективно методику профайлинга применять на таких секторах территории аэропорта, как пункты досмотра при входе в аэропорт, стойка регистрации и зона таможенного контроля.

Одним из наиболее сложных этапов профайлинга является проведение опросной беседы. Для того, чтобы опросная беседа была максимально эффективной, ее необходимо провести правильно, а для этого требуется специальная подготовка и знания. При применении метода опросной беседы анализируется целый комплекс критериев истинности-ложности ответов опрашиваемого пассажира. Здесь нужно обращать внимание и на обобщенные ответы, и на искажение информации, и на уход от ответа.

Темы опросной беседы могут быть следующими: цель поездки; опрос по багажу; опрос по подозрительным признакам; опрос по наличию оружия; опрос по визе; опрос по криминальному прошлому.

Значимыми также являются признаки проявления вегетативной нервной системы, «замирания» (точка ориентировочного замирания) при ответе на вопрос и отклонение от базовой линии поведения проверяемого лица.

Рекомендуем при беседе с пассажиром ограничиться простыми вопросами – «Куда вы летите?», «Ваша цель поездки?», «Вы знакомы с кем-либо из проживающих в стране, в которую летите?», «Где вы планируете остановиться?».

Помимо вопросов, касающихся поездки человека в другую страну, необходимо задать ряд вопросов относительно багажа с целью выяснения присутствия у человека запрещенных предметов и препаратов. Здесь вопросы также должны носить простой характер. Например, «Каково содержимое вашего багажа?», «Везете ли вы предметы, переданные другими людьми?», «Какие жидкости вы везете с собой?», «Есть ли у вас в багаже предметы, которые запрещены к перевозке?» и т.д.

Таким образом, грамотное применение навыка наблюдательности, классифицирование пассажира по признаку потенциальной опасности и применение алгоритма проведения опросной беседы позволит сотрудникам САБ реализовать на практике методику профайлинга, снизив до минимума возможность совершения АНВ в аэропортах. Как упоминалось выше, профайлинг значим именно в рамках превентивных мер, так как данная методика содействует первоначальному выявлению характерных признаков планируемого АНВ.

Бесспорно, методика профайлинга, зародившаяся на Западе для обеспечения авиационной безопасности, может успешно применяться в России, это направление становится популярным и в нашей стране. Вообще, профайлинг может быть успешно адаптирован к специфическим условиям любой страны.

Взяв из профайлинга методологический подход к проблеме, проверенные на практике критерии оценки пассажиров и посетителей, соединив их с опытом работы сотрудников САБ и правоохранительных органов, можно выработать эффективный метод, обеспечивающий недопущения АНВ. Мы уверены, что со временем профайлинг станет одной из ведущих технологий в сфере защиты граждан от АНВ в сфере мировой авиации.

Владлен Статный. Михаил Потемкин
Международная Академия исследования лжи