Не секрет, что материальное поощрение сотрудников считается эффективным. Однако исследования показывают, что в качестве единственного способа мотивации персонала (без использования других способов), материальное поощрение работает плохо. Также случаются периоды в жизни компании, кризисы, например, когда руководителю не до денежного поощрения. В такие периоды от мотивации работников зависит многое. Руководителю важно всегда помнить, что даже самые инициативные сотрудники время от времени нуждаются в стимулах для дальнейшей деятельности. Поэтому в этой статье рассмотрим нематериальные способы мотивации персонала.
- Похвала.Многие руководители не считают нужным лишний раз похвалить сотрудника. Иногда в череде дел, круговороте сложностей об этом важном элементе нашего общения попросту забывают. Меж тем похвала, даже сказанная невзначай или по незначительному поводу, сделает больше, чем четкие указания. Простое “спасибо” или “ты молодец” — и вот уже ваш сотрудник, расплывшись в улыбке, делает свою задачу с хорошим настроением.
- Личное общение.У сотрудников часто возникают вопросы, которые им не с кем обсудить, накипевшие «боли», нерешенные рабочие моменты. Заведите привычку: хотя бы час в день, или если это отлаженный процесс, то час в неделю, общаться с сотрудниками. Они должны знать, что в случае экстренной ситуации, да и просто так к вам можно прийти и получить дельный совет или указание. Безусловно, сил, времени у руководителя на все не хватает, но уделить этот час общению стоит.
- Слышать голос каждого.Часто бывает так, что с предложениями и идеями выступают самые активные члены коллектива — остальные стесняются или отмалчиваются. Если у вас есть такие молчуны, дайте им шанс проявить себя. Проведите мозговой штурм, командную игру, совместное мероприятие. В необычных условиях люди раскрываются с неожиданной стороны: быть может, именно эта тихоня предложит самую стоящую идею.
- Доска почета.Способ кочующий из поколения в поколение. Повесьте в офисе доску с названием “лучший сотрудник (команда) месяца” и периодически обновляйте фотографии на ней.
- Амбиции.Этот способ придумал еще Уолт Дисней, а сейчас подхватили многие крупные копании. В любой компании есть разные должности и разные отделы, все по-своему важны. Некоторые из них популярные, некоторые не очень, у одних — работа более престижная, у других — менее. Дисней придумал следующее: самыми непопулярным должностям он дал звучные и гордые названия. Так уборщицы стали – менеджерами по хозяйству, а прачки – операторами стирки. То есть не поменялось ничего, кроме названия, но как приятно стало персоналу!
- Темперамент. Для того, чтобы пробудить желание у сотрудника изнутри, заразить его энтузиазмом, важно понимать склад ума подчиненного, тип его характера. То, что одному поможет свернуть горы – для другого пустой звук. Для людей, склонных к формализму, важно, чтобы похвала была письменно задокументирована. Устные, пусть даже в присутствии коллег благодарственные слова не так важны, как, например, грамота. Скромные работники-тихони не любят шумихи вокруг себя. Но они, как и другие сотрудники, нуждаются в поощрении. Таких лучше приглашать на аудиенцию и поощрять лично. Есть в коллективе неконфликтные люди, они всем и всегда довольны, никогда не попросят вознаграждения, даже не намекнут на это. Если не замечать их труды и заслуги, то у таких людей особенно велик риск скорого эмоционального выгорания.