Чезаре Ломброзо: вклад в науку

Многие знают, что Чезаре Ломброзо является родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве, внес неоценимый вклад в криминалистику и юридическую психологию, провел масштабные социологические исследования преступности, но далеко не всем известно, что именно этот итальянский врач-психиатр создал первый прототип современного детектора лжи, а также стал основоположником криминального профайлинга.

«Человек преступный»

Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины Чезаре Ломброзо нередко называют основоположником криминальной антропологии. Это раздел антропологии, изучающий анатомические, физиологические и психологические особенности преступников, склонных к рецидиву. Криминальная антропология старается объяснить и установить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его нравственными качествами, его отношением к социальному порядку.  В ходе своих наблюдений Чезаре Ломброзо пришел к выводу, что есть прямая связь: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером. Он одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью специально разработанного прибора «краниографа» – прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты своих исследований он описал в книге «Человек преступный».

Что же сподвигло его начать этот путь? Будучи врачом по образованию (изучал медицину в Падуе, Вене и Париже и в возрасте 26 лет стал профессором психиатрии в Павии), Ломброзо длительный период времени практиковал в области медицины, далее возглавлял клинику для душевнобольных, где провел исследования зависимости поведения психически больных от климата и погоды. Впоследствии он стал профессором судебной медицины и психиатрии, а затем заведующим кафедрой криминальной антропологии в Туринском университете. Весь этот опыт вел Чезаро к его исследованиям и открытиям. Первые антропометрические исследования он предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии. Этот опыт позволил итальянскому врачу собрать обширный статистический материал. В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Чезаро принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением.

В своем учении Ломброзо основывался на собственных выводах о биологических и анатомических особенностях, внешних морфологических признаках («стигматах»), по его мнению, присущих преступникам: сплющенный нос, сросшиеся брови, большие уши, асимметрия лица и всего черепа, выступающие вперёд челюсти, непропорционально длинные руки, низкий лоб, неправильное строение ушной раковины и др. Согласно его теории, физическая ненормальность является отражением ненормальности психической, поэтому преступление является следствием врождённых особенностей таких людей, результатом атавизма. Ломброзо считал преступление для таких людей неизбежным и заявлял, что наказание не может исправить их. Людей, врождённо склонных к преступным деяниям, он называл «homo delinquent» (лат. «человек виновный»). Такой человек не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни.

В течение некоторого времени идеи Ломброзо пользовались широкой популярностью. Однако после того, как его последователи выяснили, что 63% итальянских солдат обладают анатомическими особенностями, указывающими, согласно его теории, на преступные наклонности, популярность взглядов Ломброзо стала снижаться. Широкое распространение теории Ломброзо вызвало острую и объективную критику. Сформулированная Ломброзо трактовка преступности в качестве биологического, а не социального феномена влекла за собой радикальный пересмотр важнейших принципов и традиционных институтов уголовного права и процесса.  Учение Ломброзо отвергало принцип “нет преступления и наказания без закона”, отрицало требование установления вины и принцип соответствия наказания тяжести содеянного. Ломброзо выступал против соблюдения требований законности в деятельности суда, против презумпции невиновности, состязательности, возможности обжалования приговоров и т.п. Один из критиков, историк психиатрии Т.И. Юдин считал, что взгляды Ломброзо являлись предтечей фашистских теорий о «недочеловеках» – низших расах, и что Ломброзо предлагал те же методы борьбы с низшей расой – уничтожение. Репутация Ломброзо пострадала еще сильнее, когда его идеи начали использовать нацисты – аналогом краниографа (придуманный Ломброзо прибор) нацисты проводили замеры черепов узников концлагерей, определяя истинных арийцев.

На протяжении своей жизни, под влиянием критики со стороны как противников, так и сторонников его теории, Ломброзо не раз “корректировал” свои взгляды. Позднее Ломброзо признает важную роль ненаследственных – социальных, психопатологических и социологических причин преступности. Несмотря на всю доказательную и справедливую критику, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.

Постепенно признав, что, по крайней мере, не все нарушители закона являются «homo delinquent» (оценка их доли в его сочинениях снизилась со 100% до 33%), Ломброзо отказался и от единого понятия “прирожденного преступника”. Вместо этого он стал утверждать о существовании отдельных прирожденных типах правонарушителей: убийц, воров, насильников и мошенников. Идентифицировать их можно по специфическим, присущим только им физическим и психическим признакам. Примеры таких представлений и выводов: рыжие преступники встречаются крайне редко; чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Шатены склонны к убийствам, а воровать или заниматься поджогами предпочитают брюнеты. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.

В качестве внешних признаков типичного насильника Ломброзо указывает светлый цвет волос (блонд), сухопарое, рахитичное телосложение, нежное лицо, пухлые губы, длинные ресницы, большие глаза навыкате, кривой или приплюснутый нос. Типичный вор отличается черными волосами и редкой бородой, неправильным маленьким черепом и прямым часто вздернутым носом, бегающим или цепким взглядом. Умственное развитие у воров выше, чем у других преступников, за исключением мошенников; глаза и руки подвижные. В типе убийц ясно видны анатомические особенности преступника: резкая лобная пазуха, объемные скулы, квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, длинный нос (иногда загнутый вниз), холодный и неподвижный стеклянный взгляд, слишком маленькие или слишком большие мочки ушей, тонкие губы, хорошо развитые клыки. У этих преступников преобладает кривизна головы, ширина головы больше, чем ее высота, лицо узкое, чаще всего волосы у них черные, курчавые, борода редкая, часто бывает зоб и короткие кисти рук. Внешность типичного мошенника отличается бледностью лица, суровостью маленьких глаз, лысой головой и кривостью носа. При этом в целом внешность мошенников достаточно добродушная. Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся насильниками, убийцами и грабителями. Представители среднего и высшего класса чаще бывают мошенниками.

Помимо внешних признаков Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, грабителей и разбойников отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. В почерке воров он отмечает расширенность букв в отсутствии острых очертаний и криволинейных окончаний. Что касается личных характерологических особенностей, по теории Ломброзо, преступникам свойственны слабохарактерность, эгоизм, стремление к бродяжничеству, леность, бесстыдство, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия. Эти люди агрессивны, мстительны, не способны на раскаяние.

Несмотря на ограниченность и ошибочность некоторых положений своей теории, именно Чезаре Ломброзо, экспериментируя с различными идеями создания профиля преступника, заложил первые идеи криминального профайлинга.

Детекция лжи

Многое из того, с чем работал Чезаре Ломброзо, до него никто не изучал и не исследовал. В ряде областей он являлся первопроходцем. Однако о приоритете Ломброзо в области детекции лжи обычно не упоминают. Хотя автором этого оригинального прибора был именно он. Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения науки в области физиологии для выявления сокрытия информации.  При помощи созданного им детектора лжи, который сам Ломброзо назвал сфигмографом, Ломброзо мог определить, когда подозреваемые в преступлении лица обманывали. Каким образом? В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями.

Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого. В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов во время этих допросов. В одном из описанных им случаев следователь, обследуя с помощью «плетизмографа» подозреваемого в убийстве девочки человека, зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления. А когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе фотография убитой девочки, он не обнаружил у него «никаких внезапных изменений». Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования доказали правоту криминалиста. Вполне возможно, что описанный случай был мпервым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом.  Еще один описанный случай сообщает, что при помощи прибора, ученому удалось доказать, что лицо, подозреваемое в краже золотых вещей в Турине, не виновно. При этом прибор зафиксировал волнение этого человека при упоминании о другой краже, в которой его не подозревали. Дальнейшее расследование подтвердило виновность его в другой краже.

«Гениальность и помешательство»

Ломброзо принадлежит работа «Гениальность и помешательство», в которой он проводит параллель между великими людьми и помешанными. Ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Сходство состоит в том, что гении и помешанные одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении. По мнению Ломброзо, множество гениев страдало умопомешательством, например, Конт, Ньютон, Ампер, Тассо, Свифт, Руссо, Шопенгауэр. Также как среди сумасшедших можно обнаружить немало примеров поэтов, гениев, художников и др.  В психической деятельности тех и других есть немало общих черт: бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям.

В книге «Гениальность и помешательство» Ломброзо практически ставит диагнозы величайшим представителям человечества. Все они были мертвы к моменту написания книги. Никто не имел возможности опровергнуть написанное. Все «диагнозы» психиатр ставил заочно, не имея ни одного свидетельства, основываясь исключительно на слухах о характерах и привычках великих людей, биографии которых, еще при жизни, обрастали всевозможными легендами. Правда в заключении своей книги Ч. Ломброзо все же говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность и есть умопомешательство. Среди гениальных людей есть помешанные, и среди сумасшедших – гении.

Социология

Исследования по социологии политической преступности составляют значительную часть научного наследия Ломброзо. В своем криминально-психологическом и социологическом очерке «Политическая преступность» Ломброзо исследовал феномен политической преступности под углом зрения индивидуального сознания политического преступника. В его работах особое внимание уделяется преступникам-эпилептикам, преступникам по страсти и политическим преступникам. Ломброзо исследует «этиология преступности» – влияние на преступность этнических, социальных, физических, наследственных и индивидуальных факторов. К социальным факторам Ломброзо относит соотношение варварства и цивилизации, богатства и бедности, влияние религии, скученности населения, подражания, иммиграции. К индивидуальным факторам он отнес пол, образование, гражданское состояние, профессию. Для написания этой работы были проведены масштабные исследования, поражающие своей разносторонностью.

Значительно больше внимания причинам возникновения преступности уделено в написанной позже книге «Преступление, причины и лечебные меры». Ломброзо исследует разнообразные факторы преступности: метеорологические и климатические, орографические, расовые, социальные (влияние цивилизации, иммиграции, бедности, богатства, религии, воспитания, алкоголизма, образования и др.). Хотя основной тезис Ломброзо о биологической природе преступления был полностью сохранен, он все же «смягчил» ее, более широко рассматривая влияние на преступность еще и социальных факторов.

«Женщина преступница и проститутка»

При изучении преступности итальянский врач не ограничивался изучением только мужчин. Ч. Ломброзо первым начал изучать феномен женской преступности и издал книгу, где были описаны ее причины. Данный труд рассматривает отношение женщин к любви, проституции и преступности. Ломброзо выдвигает смелые теории, привлекая материал из различных научных областей: социологии, криминалистики, антропологии и естествознания. Красной нитью этой книги прослеживается тезис о преступной природе женщины. В книге о прекрасном поле ученый отметил, что женщина «совершают преступления с большей изощренностью, они похотливы и чрезвычайно развязны». Среди внешних особенностей, указывающих на преступные наклонности женщины, Чезаре выделил «невысокий рост, темные густые волосы и морщинистую кожу». Особое внимание в книге «Женщина преступница и проститутка» Ломброзо уделяет биологическим свойствам женщины, вынужденной использовать природную хитрость и коварство для отстаивания своих жизненных интересов.

Заключение

Если суммарно взять всю критику относительно отдельных теорий и идей Чезаре Ломброзо, то восприятие научного наследия итальянского ученого будет носить отрицательный характер. Однако, если объективно оценить вклад этого ученого в различные научные области, то мы придем к противоположному выводу. Чрезвычайная одержимость идеей поиска путей защиты общества от преступности Ломброзо, неутомимая жажда знаний, высочайшая работоспособность и научная добросовестность снискали ему глубокое уважение среди современников. Для того, чтобы критика взглядов и воззрений Ломброзо носила предметный характер, многим ученым того времени пришлось повышать уровень своих научных исследований. Именно Ч. Ломброзо дал мощный импульс проведению многочисленных исследований в сфере криминалистики, став катализатором глубоких системных исследований личности преступника. Благодаря его идеям, современники Ломброзо внесли вклад в дальнейшее развитие науки на поприще криминалистики. Например, известный французский криминалист Бертильон разработал антропометрический метод идентификации преступников, а Гальтон и Анфосо усовершенствовали методы идентификации преступников на основе уголовной антропологии. Немалое практическое значения имели исследования Ломброзо в области графологии. До сегодняшнего времени имеют актуальность и его описания татуировок преступников, а также анализ преступного жаргона с раскрытием их значения и смысла.

Таким образом, несмотря на объективную критику и ошибочность ряда положений своей теории, Чезаре Ломброзо – выдающийся ученый, чьи труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии. Чезаре Ломброзо по праву можно назвать одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку.