Роберт Дилтс – психолог, который развивал НЛП – направление. Отучившись у основателей Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера. Милтона Эриксона и Грэгори Бэйтсона, искренне вдохновившись идеей, свою веру в возможности НЛП он реализовал в таких областях, как образование, творчество, лидерство, здоровье. Личным вкладом Роберта стала разработка модели пирамиды логических уровней – технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений, о которых пойдет речь в этой статье.
В основе Пирамиды лежит мысль о том, что люди воспринимают и анализируют одну и туже информацию по-разному. И то, как они это делают, напрямую влияет на их успехи и промахи. Модель позволяет определить для себя ситуации, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь, осознать ошибки и понять, куда двигаться дальше.
Содержание
Пирамида Дилтса – практическая методика, поэтому лучше взять листок бумаги и по мере прохождения по уровням, записывать мысли, ответы на вопросы, которые будут приходить в процессе самоанализа.
Уровень первый – окружение
«Что я имею?», «Кто я?», «Где я?», «Куда хочу попасть?»
Разбираясь с этим уровнем своей жизни, надо честно взглянуть на то, что есть у нас в настоящем (а главное – чего нет, а хотелось бы иметь). Это касается материальной сферы, отношений, окружающей нас действительности.
Уровень второй – поведение
«Что я делаю?», «Что делать дальше?»
Уровни в пирамиде связаны, и вопрос «Что я делаю?» может дать понимание, каким образом сложился первый уровень пирамиды. Причины того, что мы имеем, иногда кроются в том, что мы совершаем определенные действия, а на другие действия нам не хватает ресурсов, дисциплины, желания.
Уровень третий – способности
«Как это делать и благодаря чему?», «Что я умею?», «Какие возможности есть?»
На предыдущем уровне должно проясниться, какие действия я совершаю, для того, чтобы иметь то, что имею. И важно прояснить, что МОЖНО делать для того, чтобы обрести то, чего в данный момент у меня нет, но хочется, чтоб было. Проходя третий уровень пирамиды, необходимо ответить на вопросы, как совершаются действия, и что помогает. Самоанализ на этом уровне должен быть направлен на поиски способов, которые могут привести Вас к желаемой цели. У каждого человека есть набор инструментов, который шаг за шагом привел его к тому, что он сейчас имеет и к тому, чего у него сейчас нет. Можно ли что-то делать иначе? Как это можно делать иначе?
Уровень четвертый – убеждения и ценности
«Почему для меня это так важно?», «Во что я верю?», «Как это влияет?»
На этом уровне приходят ответы на вопросы «Как я понял, что для меня это важно?», «Зачем мне это?». На этом уровне важно посмотреть, как бы со стороны на свои убеждения, и постараться оценить их на предмет шаблонности, слепого копирования чьих-то установок, открыть для себя новые смыслы и видения ситуации.
Уровень пятый – идентичность
«Кто я?»
На этом уровне надо ответить на вопрос о понимании и вИдении себя.
Постарайтесь оценивать себя настоящего. Не следует скатываться в перечисление только минусов или только плюсов. Опишите себя разносторонне: и с профессиональной стороны, и с личной, и с творческой. Пропишите достоинства и недостатки, работая над ними, вы становитесь лучше.
Уровень шестой – миссия
«Зачем я это делаю?» «Ради чего?»
Определитесь со смыслами ваших действий. Здесь нередко возникает сложность, так как смыслами непременно должно быть что-то очень глобальное. Однако это далеко не всегда так. Вы же не впустую проживаете время, отведенное вам. Каждый человек важный и нужный. Многие смыслы сильно недооценены в нашей голове, а некоторые напротив – переоценены. Этот уровень считается духовным.