Ранее мы с вами познакомились с таким инструментом как метапрограммы и теперь имеем представление о том, какую информацию нам может дать этот инструмент. Также в предыдущих статьях мы разобрали несколько метапрограммных профилей известных личностей и выяснили достаточно много информации относительно их психологических характеристик, при этом используя только метапрограммы и не определяя психотип. Данную статью мы посвятим более подробному разбору одной из самых распространенных и известных метапрограмм.
Метапрограмма мотивации
Эта метапрограмма описывает – мотивацию человека к действию в большинстве ситуаций. У данной метапрограммы, как и у большинства других, существует два крайних полюса: «Мотивация К» и «Мотивация От». У каждого человека будет преобладать один из полюсов, на который он будет опираться перед совершением любого действия. Данную метапрограмму очень часто используют маркетологи в рекламах для продажи своей продукции, т.к. они прекрасно понимают структуру мотивации людей и неплохо играют на этом.
Но, нужно понимать, что метапрограмма мотивации не будет отражаться в ситуациях и действиях, от которых человек субъективно получает удовольствие и действиях, которые жизненно необходимы человеку.
Теперь рассмотрим каждый из полюсов подробней.
«Мотивация К»
Человек с метапрограммным полюсом «К» в первую очередь мотивируется предполагаемыми позитивными последствиями своих действий. «Мотивация К» предполагает, что человек начинает действовать и двигаться к цели в том случае, если понимает, что предпринятые действия принесут ему пользу. В быту такую мотивацию называют «пряником». Систему мышления человека с данным полюсом можно представить следующим образом: «Если я это сделаю, то будет лучше», соответственно, люди с мотивацией «К» больше склонны к участию в событиях, которые могут быть выгодны. В жизни больше ориентированы на увеличение контактов, т.к. каждый новый знакомы может быть полезен! Такие люди любят составлять планы, зачастую долгосрочные, при этом не всегда обращая внимание на то, есть ли какая-то возможность реализации этих планов на настоящий момент. Очень часто такие люди амбициозны, общительны и инициативны. В речи в большей степени используют положительные конструкции предложений, без частицы «не». Например: хочу, могу, намереваюсь; используют глаголы с положительной окраской: создать, изучить, решить, получить и др.
«Мотивация От»
Человек с метапрограммным полюсом «От» мотивируется предполагаемыми негативными последствиями своего бездействия. Перед началом действия человек представляет: «Если я этого не сделаю, будет хуже». Такие люди начинают действовать, если хотят от чего-то уйти, для них важнее уйти от проблем, чем прийти к решению. Очень часто такую мотивацию называют «кнутом». Люди с мотивацией «От» зачастую принимают участие в событиях или мероприятиях, потому что понимают, что участие в мероприятии менее вредно, чем неучастие. Люди с мотивацией «От» в большей степени консервативны и придерживаются традиционных устоев, ориентируются на то, что давно знакомо и понятно. Стабильность и безопасность будут являться одними из основополагающих установок. Также люди с мотивацией «От» экономны, они предполагают, что «завтра» может произойти что-то плохое, всегда нужно иметь запас на «черный день»! В речи часто используются негативные конструкции предложений с частицей «не». Слова с коннотациями необходимости: нужно — не нужно, должен – не должен, обязан – не обязан и т.д. Используют сравнительные степени с негативной коннотацией: не плохо, не меньше, не больше и т.д. Используют негативные формулировки слов: проблема, сложность, затруднение и т.д.
Итак, мы разобрали два полюса метапрограммы мотивации. Если мы понимаем, исходя из какого полюса человек принимает решение о действии, то мы понимаем его структуры мышления – на что он ориентирован в большей степени и можем выстраивать более эффективную коммуникацию. Также понимаем основные ценности человека в жизни, что очень важно в профайлинге!
В подолжение темы предлагаем ознакомиться с метапрограммой уровень обобщения
P.S. Представьте, что ваша жизнь, это строительство дома, в котором вы будете жить. Сегодня вы познакомились с одной метапрограммой, — это один инструмент для этого дома, представим, что это молоток. Но ведь с одним молотком в руках нелегко выстроить дом своей мечты, верно? В жизни, в профайлинге работает та же схема, чем больше инструментов у вас есть — тем качественней будет результат. Если вы хотите увеличить качество своей жизни и готовы работать над этим, мы те, кто подскажут и помогут выстроить дом нового поколения.