Теория мотивации по Маслоу

Многие из вас знают теорию мотивации Абрахама Маслоу, где он пытался разобраться, что в действительности движет человеком, мотивирует его.

Маслоу пришел к тому, что источником мотивации являются потребности, и начинается все с первой ступени – физиологии. Пока человек не достигнет сытости, удовлетворение этой потребности будет главной его задачей, но как только у него есть достаточное количество еды и воды, возможность дышать свежим (или не очень) воздухом и спокойно спать, он готов перейти к следующей ступени.

На ней ему нужно удовлетворить потребность в безопасности и стабильности – окружающий мир предсказуем, размерен и организован, есть крыша над головой, отсутствует страх, беспокойство и хаос. Человек знает, что ему ничто не угрожает, его защищают другие люди или закон.

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви и привязанности – человеку как никогда хочется любить и быть любимым. Он начинает ощущать нехватку друзей, ему нужна социальная группа, которая приняла бы его как своего, например, профессиональная.

Как только он добился удовлетворения этих потребностей, появляется потребность в признании. Теперь ему мало принадлежать к группе, скажем, ученых, он хочет ощущать свое собственное могущество, компетентность в вопросах, независимость и свободу. Или ему необходимо снискать уважение и признание среди коллег и получить одобрение окружающих.

И так, когда все ступени пройдены, человек доберется до удовлетворения своих эстетических (духовных) потребностей – в порядке, в симметрии, в завершенности, в системе и структуре. Теперь отсутствие красоты вокруг будет влиять на человека самым пагубным образом.

По Маслоу человек не может пропустить ступень и подниматься дальше, но благо для удовлетворения потребности достаточно хотя бы частичного ее удовлетворения. Условно, у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности – на 71%, потребность в любви – на 52%, в самоуважении – на 45%, а потребность в самоактуализации – на 10%.

Можно заметить, что потребности на низших ступенях всегда удовлетворены в большей степени, отсюда если потребности слабо удовлетворены, то на следующей ступени они будут удовлетворены еще меньше. Например, если потребность “А” удовлетворена на 10%, то потребность “Б” может не обнаруживаться вовсе. Однако если потребность “А” удовлетворена на 25%, то потребность “Б” пробуждается на 5% и так далее.

Так Маслоу пришел к выводу, что неудовлетворенная потребность на каком-то этапе, тормозит развитие человека, не давая ему двигаться вперед. Например, если ваша потребность в познании не удовлетворена, вы почувствуете апатию, утрату смысла жизни, неудовлетворенность собой – какую, например, чувствует интеллектуально развитый человек, прозябая на скучной работе.

К сожалению, мало еще кто знает, что была предложена еще одна теория потребностей, которые многократные исследования признают более правильной относительно Маслоу.

Эта модель принадлежит Клейтону Альдерферу и представляет собой три ступени:

  1. потребность существовать,
  2. потребность существовать с другими,
  3. потребность в росте и развитии.

При чем здесь все проще, чем у Маслоу: человек не должен подниматься строго вверх по каждой ступени, он может пропустить какую-либо из них.

Например, человек может вдруг заинтересоваться самореализацией, временно поставив отношения с людьми на второй план и вернуться к ним позже и даже падать по пирамиде вниз, если нижняя ступень удовлетворена недостаточно. При этом, чем слабее удовлетворены потребности предыдущей ступени, тем сильнее это проявляется. Объяснить это можно на простом примере: перед экзаменом так сильно хочется спать, хотя потребность получать знания удовлетворяется в полной мере. И наоборот, чем сильнее удовлетворены потребности предыдущей ступени, тем больше желания удовлетворить следующую, в нашем случае мы поспим и продолжим готовиться к экзамену с большим энтузиазмом.

 

Страчкова Ирина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи по теме

Психолингвистический анализ речи

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. Жан Ростан Что такое психолингвистический анализ речи? Психолингвистический анализ речи, то есть анализ языковых правил, используемых говорящим при продуцировании грамматически…
Читать далее

Послепроизвольное ВНИМАНИЕ! НЕВЕРОЯТНО! НАЙДЕНО ЛЕКАРСТВО ОТ РАКА!

  Сейчас, отреагировав на эту надпись Вы задействовали непроизвольное внимание. А реагирует оно, как правило, на три вещи: силу и неожиданность раздражителя; новизну, необычность, контрастность раздражителя; и подвижность объекта. Неожиданно,…
Читать далее

Оперативная психодиагностика. Модель МАИЛ

О модели Нас часто спрашивают: “А чем ваша модель «характерологии» отличается от того, что делали и продолжают делать другие психологи или психиатры? В чем разница или сходство?” Наверное, наступило время…
Читать далее

О чём говорит ваша страница в соцсетях?

  Принято считать, что основное назначение социальных сетей — рассказать о себе, показать свои лучшие стороны, заявить о себе широкой общественности. Поэтому анализируя чей-то профиль, мы должны понимать, что информация, демонстрируемая человеком…
Читать далее

Эффект Даннинга-Крюгера или почему дурак всегда умнее Вас

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки…
Читать далее

Истероидный психотип

В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. Ф. Достоевский Один из наиболее встречающихся психологических типов личности – это истероидный или демонстративный. Попробуем сделать ему приятное – узнаем о нем чуть…
Читать далее