Вопросы в инструментальной детекции лжи

Вопросы или стимулы в детекции лжи – это основной инструмент верификатора. Мы уже как-то касались этой темы в другой статье. Так вот там мы говорили, что существующее деление вопросов на нейтральные (Н), контрольные (К) и проверочные (П) размывается и приобретает несколько иной характер, а именно – важности, смысла и формы. Сейчас нам бы хотелось поделиться своими мыслями относительно классификации стимулов в инструментальной детекции лжи. А для чего же нужна классификация, каков ее практический смысл?

Зачем нужна классификация вопросов?

КЛАССИФИКАЦИЯ – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии). Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны.

Что говорит история

Исторически в инструментальной детекции лжи сложилось, так что после открытия основного психофизического закона, который, показал количественную связь между физическими и психологическими явлениями стимулы делились на проверочные – вопросы или фотографии по устанавливаемому событию и на аналогичные, схожие, но не относящиеся к расследуемому событию совсем.

Так в 1895 году Чезаре Ломброзо опубликовал книгу «Преступный человек» (“L’Homme Criminel”), где впервые изложил положительные результаты использования прибора гидросфигмографа в работе сыскной полиции.

В книге описан случай, когда при помощи гидросфигмографа во время проверки подозреваемого не было обнаружено заметных изменений в артериальном давлении при вопросах об ограблении, но было отмечено падение давления на 14 mmHg, когда речь зашла о хищении паспортов.

Опираясь на эти данные Ч. Ломброзо, как выяснилось позднее, правильно установил, что подозреваемый непричастен к ограблению, в ходе которого было похищено 20000 франков, но виновен в краже паспортов и прочих документов.

В 1902 году, участвуя в расследовании изнасилования и убийства девочки, Ч. Ломброзо при помощи инструментальных методик обнаружил незначительные изменения в пульсе, подозреваемого Тосетти когда тот делал в уме математические вычисления, однако, когда ему предъявлялись изображения израненных детей, регистрируемая запись пульса не показала никаких внезапных изменений, в том числе – и на фотографию убитой девочки.

Затем уже психолог и юрист Уильям Марстон (1893-1947 гг.) разработал методику проверочных и нейтральных вопросов (relevant and irrelevant question technique) и стал известен тем, что окрестил применявшийся в этих целях прибор сфигмограф «детектором лжи». Соответственно появляется нейтральный стимул(вопрос) – заранее правдивый и достоверный.

Далее Джон Рейд (1942 г.) пришел к выводу о том, что методика проверочных и нейтральных вопросов в неприемлемо большом проценте случаев приводит специалистов к ошибочному принятию обвинительной версии. Рейд объяснил эту негативную статистику тем, тчто при использовании методики Марстона в ее классическом варианте (только проверочные и нейтральные вопросы) «добросовестный» (правдивый) обследуемый прекрасно отдает себе отчет в том, на что направлены проверочные вопросы, а на что нейтральные вопросы, а потому и концентрируется исключительно на проверочных вопросах.

Именно это и обусловливало развитие выраженных ответных реакций. И в тесты полиграфных проверок включаются контрольные вопросы. По замыслу У. Марстона и Дж. Рейда, выраженность ответных реакций обследуемого на контрольный вопрос должна была стать неким эталоном для оценки субъективной значимости проверочного вопроса.

Так родились три основных вида вопросов в инструментальной детекции лжи называемые: П-проверочный, Н-нейтральный и К-контрольный.

Проверочный вопрос

Проверочный вопрос (relevant question) – это вопрос прямо касающийся общих или частных признаков расследуемого события или фактора риска (при проведении скрининговых проверок), и направленный на выявление возможно скрываемой обследуемым лицом информации по данному событию или фактору риска.

Проверочные вопросы делятся в свою очередь на четыре класса стимулов. Разберем их по порядку:

Что знает о ситуации?

Первый класс стимулов: установление осведомленности обследуемого лица о конкретных обстоятельствах (частных признаках) совершенного преступления. В формулировке таких вопросов используются такие вопросительные слова: что, где когда, как, сколько. Например:

– Где обсуждалось нападение на инкассаторов Вам известно?
– Сколько денег пропало из офиса, Вам известно?
– Каким образом злоумышленники проникли в квартиру Вам известно?
– Что находилось в сейфе вместе с пропавшими документами Вам известно?
– Вам известно, где территориально находится пропавший Иванов?

Он или не он?

Второй класс стимулов: установление непосредственной причастности опрашиваемого к расследуемому событию, либо установление наличия фактора риска в биографии собеседника

В формулировках таких вопросов содержатся слова отражающие непосредственные действия во время расследуемого события или предполагаемо фактора риска: бил, уносил, производил, держал, ломал, говорил, просил, вступал в сговор и т.п.

–  Удары топором Иванову наносили Вы?
–  Выстрел в Иванова производили Вы?
–  Пропавшие деньги из сейфа доставали Вы?
–  При трудоустройстве, свои биографические данные Вы искажали?
–  На прежних местах работы, неофициальные денежные доходы у Вас были?

Знает ли кто?

Третий класс стимулов: становление осведомленности опрашиваемого о лице(лицах) причастных к расследуемому событию

– Имя человека напавшего на офис Вам известно?
– Как выглядит человек укравший деньги, Вам известно?
– Сколько человек участвовало в похищении денег, Вам известно?
– Известно ли Вам о нарушении каких-либо   правил   безопасности, нанесших вред этой компании?
– Известен ли Вам сотрудник, выдававший секреты (планы) компании конкуренту?

Был ли на месте?

Четвертый класс стимулов: установление факта присутствия опрашиваемого лица на месте расследуемого события.

– Вам известно, где было совершено нападение на инкассаторов?
– Вам известно, как выглядит офис, из которого пропали деньги?
– В момент проникновения в офис компании Вы находились, где то рядом?
– Когда из сейфа похищали деньги, Вы были в офисе (кабинете директора)?
– Вы были в квартире 46(полный адрес указывается в предтестовой беседе) во время нападения на Иванова?
– Вы были на месте лишения жизни «Х»?
– Относительно драки во дворе дома 55 по ул. Мира, Вы присутствовали при этом?
– Вы являетесь очевидцем произошедшего ДТП (драки, ограбления)?

Нейтральный вопрос

Нейтральный вопрос (irrelevant question) – это вопрос, который не касается темы полиграфной проверки, не имеет для обследуемого лица никакой ситуативной значимости (т.к. на него дается заведомо правдивый ответ) и направлен исключительно на определение фонового уровня регистрируемых в ходе проверки физиологических процессов. Нейтральные вопросы делятся на два класса:

Вопросы о биографии

– Вы родились в Ярославле?
– Ваше Имя Сергей?
– У Вас высшее образование?
– У Вас есть паспорт?
– В детстве вы ходили в школу?

Вопросы о “здесь и сейчас”

– В настоящее время Вы находитесь в помещении?
– В этом помещении горит свет?
– Сейчас Вы сидите на стуле?
– Сейчас за окном день?

Контрольный вопрос

Вопрос сравнения (контрольный вопрос) – это вопрос, обеспечивающий методическую корректность процедуры полиграфной проверки и выполняющий функцию сравнительного эталона степени выраженности физиологических реакций (уровня личностного смысла или ситуативной значимости) по сравнению с выраженностью физиологических реакций, которые возникают в ответ на предъявление обследуемому лицу проверочных и нейтральных вопросов.

Контрольные вопросы делятся на четыре класса:

Тематический контрольный вопрос

Вопрос задается по теме расследуемого события (кража-кража, убийство-убийство), но отделен временным (ОИКВ опережающий исключающий контрольный вопрос) или грамматическим (НИКВ не опережающий исключающий контрольный вопрос) барьером. Это классические контрольные вопросы и в качестве примера могут быть такие:

– До 2013 года Вы когда-либо совершали кражи? (ОИКВ)
– До работы в этой компании, Вы кода-либо участвовали в мошенничестве? (ОИКВ)
– Не касаясь пропавших денег, Вы когда-нибудь воровали? (НИКВ)
– Не касаясь расследуемого события, Вы когда-нибудь крали деньги? (НИКВ)

Личностный контрольный вопрос

Вопрос задается исходя из социально-личностных особенностей опрашиваемого лица, с учетом возможно скрываемых особенности личности или социального поведения не связанного с расследуемым событием или фактором риска. Может затрагивать такие темы как:

  • межличностные отношения;
  • нежелание раскрыться;
  • опасение полиграфа;
  • эмоциональные воспоминания;
  • прошлые проступки;
  • самооценку;
  • заботу о здоровье;
  • тревожность;
  • лидерство;
  • оценку окружения.

Например:

– Вы скрытный человек?
– Выполняя свои обязанности, Вы бываете ленивы?
– Раньше, совершали какие-нибудь поступки, за которые Вам до сих пор стыдно?
– Кто-либо из знакомых считает Вас лживым человеком?
– По отношению к работодателю Вы когда-либо поступали нечестно?
– Вы когда-нибудь пользовались оплошностью другого человека в своих целях?
– Есть люди, которые стараются избегать Вас?

Контрольный вопрос психологической установки 

Вопрос ориентирующий опрашиваемого к психофизиологической активности в отношении незначимого стимула (выполнениеt конкретного задания (цель)) либо это вопрос ориентирующий опрашиваемого к психофизиологической активности в отношении стимула истинное значение, которого скрывается (так называемые смысловые контрольные вопросы). Тематика таких вопросов не ограничена ситуацией проверки.

Для целевого контрольного вопроса психологической установки на произвольно выбранный специалистом незначимый вопрос, опрашиваемый должен давать ответ противоположный тому, который он давал в предтестовой беседе или при предыдущих предъявлениях теста. Например:

В детстве Вы совершали кражи? Ответ «Да» заменяется на «Нет»

В возрасте до 25 лет Вы хоть раз врали людям? Ответ «Да» заменяется на «Нет»

Работая в ООО Вы хотя бы раз врали коллегам по работе? Ответ «Да» заменяется на «Нет».

Смысловой контрольный вопрос психологической установки снимает ситуационную значимость с проверочного вопроса и переносит или рассеивает её на группу вопросов не связанных с темой проверки:

Примером подобных контрольных вопросов могут служить вопросы в тестах методики выявления скрываемой информации(МВСИ), так называемы однородные дистракторы (от англ. distract — отвлечение внимания). Тест методики контрольных вопросов с подобными вопросами может выглядеть следующим образом:

Пример теста при расследовании кражи

Какие факты(случаи) возможно были в Вашей жизни:

-Нв – В детстве Вы ходили в школу?
-Нв – Учились в институте?
-Кв – Пробовали наркотики?
-Пв – Забирали пропавшие из сейфа деньги?
-Кв – Управляли транспортом в состоянии опьянения?
-Нв – Теряли паспорт?
-Кв – Распространяли слухи о своем руководителе?
-Пв – Давали ложные показания(объяснения)?
-Кв – Ломали что-нибудь на работе?
-Нв – Служили в армии?
-Кв – Отвечая на вопросы этого теста, Вы соврали мне хотя бы раз?

Вспомогательные вопросы

Это вопросы, обеспечивающие методическую корректность проводимых тестов, не входящие в количественный (бальный или метрический) обсчет. К вспомогательным вопросам относятся:

Жертвенный вопрос

Этот вопрос на проверочную тему, реакция на него расценивается как ориентировочная на первый релевантный стимул. Жертвенный вопрос ставится в тесте сразу же после первых одного-двух нейтральных вопросов. Обычно он формулируется следующим образом: – ” Вы намерены мне лгать, отвечая на вопросы о ……?” (Далее следует название проверочной темы).

Обычно используют 1 или 2 вопроса. Первый стоит на 2 месте после НВ, второй (если он используется) на предпоследнем месте перед НВ. Пример жертвенного вопроса, который стоит в начале:

– У вас есть желание обмануть меня в этом тесте?

Пример жертвенного вопроса, который стоит в конце:

– Среди моих вопросов, были такие, на которые вам не хотелось отвечать?

Вопрос комплекса вины

Вопрос необходимый для оценки уровня тревожности опрашиваемого лица. В качестве такого вопроса используют вопрос на причастность к какому-либо вымышленному преступлению, в котором так же подозревается опрашиваемый (ограблению банка, торговле оружием, изнасилованию т.п.)

Симптоматический вопрос

Это вопрос, выходящий за рамки расследуемого преступления. (Концепция Бакстера, предполагающая, что обследуемый может быть настолько озабочен вопросом, не относящимся к предмету расследования, что не сможет продемонстрировать реакцию на значимом или контрольном вопросе). Данный вопрос направлен на выявление возможных обстоятельств, которые на момент проверки могут беспокоить обследуемого больше чем проверочная тема, например, совершенное им другое преступление или оставленный дома не выключенным утюг и т.п. Такой вопрос может быть сформулирован следующим образом:

– “В настоящий момент Вас беспокоит что-то сильнее, чем данное обследование?”

В последней формулировке данный вопрос направлен еще и на оценку степени доверия проверяемого оператору (если в предтестовой беседе полиграфолог обещал, что во время тестирования никаких неожиданных, без предварительного обсуждения вопросов задано не будет).

В заключении хотелось бы отметить то обстоятельство, что с развитием знаний происходит уточнение и изменение любых классификаций.

 

Используемая литература:

 

  1. Инструментальная детекция лжи: академический курс/С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. -Ярославль: Нюанс, 2004
  2. Алексеев Л. Г. Психофизиология детекции лжи. Методология. — М., 2011
  3. Коровин В.В. – лекции