Вся правда о критике

Перед написанием статьи я решила поискать в интернете то, как описывают и понимают феномен “критики”. Информации так много, что в голове возник немой вопрос: “А нужно ли писать еще одну статью по этой теме?”

Изначально под критикой подразумевался анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо человеческой деятельности. И задачами критики были:

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор;
  • анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • суждение о чём-либо ( в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков и поиск путей их устранения;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников);
  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

Любопытно, что в Древней Греции считалось, что критика – “это искусство разбирать”. То есть человек, который профессионально занимается критикой, анализирует и оценивает какую-либо сферу деятельности, конечно, чаще всего связанную с искусством.

Сейчас же это далеко от действительности, первоначальные смыслы отошли на второй, я бы даже сказала, пятый план. В обыденной жизни укоренилось понимание критика, как отрицательного и негативного суждения о чем-либо.

В целом, важно понимать, что для человечества характерно упрощать жизнь и придавать ей комфорта. Этот процесс затронул и “критику”. Зачем думать и размышлять, прежде чем судить? Ведь можно сразу вынести суждение… Так быстрее и проще.

Вспомните свое окружение, наверняка на ум приходят множество “критиков”, которые думают, что они знатоки политика, спорта, медицины, воспитания детей и так далее.

Человек, который не может удержаться от критики

С самого начала нужно вспомнить о том, что намерение любого поведения позитивно! Когда человек выносит какое-либо красноречивое отрицательное суждение по любому вопросу, то у него в глубине души, осознает он это или нет, есть позитивный смысл. Этот внутренний смысл может иметь несколько основных направлений:

  1. Человек искренне желает изменить сложившуюся ситуацию, поэтому критикует другого человека или его деятельность. Например, начальник критикует подчиненного для повышения эффективности работы. Или человека не устраивает сложившаяся ситуация, но он понимает, что изменить ничего не может. Поэтому для облегчения своей внутренней боли делает хоть что-то. Правда зацикленность на своем мнении, мыслях чувствах (чрезмерно развитый полюс “Сам”) не дает возможности лучше прочувствовать, как именно можно донести до оппонента свою позицию.Чувство собственной важности (ЧСВ) и иллюзия собственный значимости подпитывает их все больше и больше, укрепляя осознание того, что они все делают правильно. Также человек из-за ЧСВ становится и импульсивным, что заставляет его реагировать не думая, руководствуясь в основном эмоциями. Плюс собственная уязвимость к критике заставляет работать на опережение, выплескивая агрессию.
  2. Оправдание своей никчемности/неуспешности. «Я хочу быть успешным и боюсь неуспеха, поэтому я ничего не делаю, а если другие что-то делают, то это ошибка, надо их остановить». Такую категорию людей часто называют “убийцы мечты”. К примеру, родители часто отговаривают, критикуют мечты ребенка, чтобы его оградить от боли разочарования в будущем. Человек стремится самоутвердиться и проявить себя через критику другого или выставить себя экспертом в каком-либо вопросе.  С точки зрения экономии энергии – это закономерный эффект системы, но так поступают лишь те, у кого энергии внутри мало – психологические вампиры. Так же это может быть банальная зависть. Ну и, конечно же, всеми любимые «троли» в социальных сетях. Феномен троллинга – недосягаемость! Интернет-критики наслаждаются безнаказанностью, питают иллюзию свободы, считают себя независимыми от Системы.

Из этого вытекают две основные задачи, которые необходимо решить данному типу людей.

Первая задача представляется достаточно простой. Необходимо научиться выражать свое мнение в такой форме, чтобы собеседник реагировал на критику изменением своего поведения в лучшую сторону, а не злостью или обидой. Об этом читайте в статье.

Вторая задача является более сложной, но не менее актуальной, чем первая. Необходимо заняться личностным ростом, если категорически не получается держать язык за зубами. Никто не заставляет всегда молчать или терпеть, если что-то не нравится… Но для зрелой личности, как правило, характерно понимание того, что не все вещи и явления в этом мире нуждаются в комментариях.

Человек, который является постоянным объектом для критики

Многие боятся критики, не готовы её воспринять и не знают, как на нее реагировать. Хотя в тоже время человек, который критикует, является полезным источником информации! Весь вопрос, что эту информацию не всегда просто ухватить для себя из-за формы подачи. У некоторых настолько раздуто чувство собственной важности, что любое мимолетное замечание и малейшее критической суждение воспринимается как кровная обида. В этом случае терапевтическая помощь психолога будет кстати. Достаточно велика категория людей, которая имеет крайне заниженную самооценку. В этом случае критика, которая неправильно подана, будет ещё больше усугублять имеющиеся психологические проблемы.

Что со всем этим делать?

Естественно, что одна статья не может решить все глубинные личностные проблемы, которые обычно связаны с ранним развитием, формированием самооценки и, как следствие, навыком обращения с критикой. Для решения данной задачи советую вам нашу статью. Думаю, вам станет в разы проще после ее применения.