Принцип говорит о том, что, попадая в сложную ситуацию выбора или принятия решения, при условии слабой осведомленности, человек склонен предполагать, что окружающие лучше знакомы с ситуацией и их действия более правильные. Это явление часто используется для сознательной манипуляции.
Приведем несколько примеров, где используется этот принцип, и как он работает.
Социальный статус.
Определить социальный статус человека в сжатые сроки непросто. Учитывая ограниченность времени и желания, люди часто оценивают других по тому, как к ним относятся окружающие. Например, если мужчина находится в окружении привлекательных женщин или ассоциируется с ними, то его значимость и привлекательность будут оценены выше. Подсознание наше будет трактовать это так: «Он нравится всем этим девушкам, должно быть, в нём есть что-то ценное».
Трудоустройство.
Долго неработавшему человеку будет сложно найти работу, даже если он профессионал в своем деле. Потенциальные работодатели будут искать причину проблем трудоустройства в самом кандидате, а не в обстоятельствах. И наоборот, человек, в резюме, которого два предыдущих места работы – финансовый директор, может получать привлекательные предложения работы, и, как следствие, получать большую заработную плату, даже если он не лучшим образом исполняет свои обязанности. Когда люди кажутся успешными, потенциальные работодатели и другие оценивающие люди более склонны искать достоинства и положительные характеристики, которые объяснят успех человека, и не замечать или преуменьшать недостатки. Принцип социального доказательства здесь работает так: «Раз он работал в предыдущих компаниях на такой высокой должности и с таким серьезным функционалом, наверное, он этого достоин».
Искусственный ажиотаж.
Примером создания искусственного ажиотажа может быть выход новой модели телефона или очередь в ночной клуб. Хороший продавец обязательно скажет, что этот товар быстро раскупается. Так он подсказывает, что другие клиенты считают этот товар хорошим и покупают его. И значит, нам стоит поступить так же. Некоторые владельцы ночных клубов используют социальное доказательство для увеличения посещаемости их заведений. Обычно это достигается умышленным снижением скорости пропуска людей вовнутрь. Таким образом, искусственно удлиняется очередь. Неинформированные посетители могут принять очередь за признак популярности заведения. Они будут ждать в очереди, думая: «Если все эти люди ждут, то, должно быть, клуб хороший».
Групповое подкрепление.
Феномен формируется путем повторения некоторой идеи членами этой группы. Процесс происходит вне зависимости от того, были ли проведены соответствующие исследования или подтверждено ли научно создаваемое убеждение. Ключевой аргумент в пользу транслируемой идеи – фраза «миллионы людей не могут ошибаться». Групповое подкрепление частично объясняет, почему многие люди верят в псевдонаучные утверждения.
Как защитить себя от манипуляций?
Принцип социального доказательства говорит нам о том, что следует оглянуться на окружающих, когда чувствуешь себя неуверенно и не сильно осведомлен. Нередко окружающие также, как и Вы, не знают правильный вариант развития событий. Поэтому в ситуации неопределенности всегда можно:
- собрать максимум информации перед тем, как начать действовать.
- действовать так, как подсказывает вам ваш личный опыт, а не только так, как действует большинство.
- обдумать свои действия и взвесить результат поступка.