В книге «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкок, Д. Фрэнсис описывают концепцию ограничений: факторы, сдерживающие развитие группы, области недоразвитых способностей управленца. По их мнению, руководителям необходимо сосредоточить свое внимание именно на изучении, осознании и преодолении ограничений, препятствующих успеху и личному росту.
ОДИННАДЦАТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
- Неумение управлять собой
Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Важно научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, беречь здоровье и научиться «разряжаться» так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность.
- Размытые личные ценности
Руководитель ежедневно принимает решения, основанные на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет нелегко транслировать обоснованность этих решений коллективу. Современная концепция успешного управления ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. В любом деле начинать надо с себя.
- Неясные личные цели
Менеджеры каждый день в своей деловой и личной жизни, оценивает имеющиеся возможности и выбирает те или иные альтернативы. Всегда есть соблазн стремиться к недостижимым либо нежелательным целям — часто к целям, которые несовместимы с текущим развитием дел, недооценивать альтернативные варианты, упуская поэтому важные возможности, а на незначительные вопросы тратя все время и силы.
- Остановленное саморазвитие
Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны. Они склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчивость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.
- Недостаточность навыка решать проблемы
Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям.
- Недостаток творческого подхода
Часто в менеджерах недостаточно развиты умение творчески взглянуть на происходящее и способность к инновациям. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, неспособен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе. Существует большое количество методов повышения изобретательности и к ним можно обратиться и воспринимать их всерьез.
- Неумение влиять на людей
Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинен. Однако некоторые менеджеры неспособны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Они склонны обвинять других в том, что те к ним не прислушиваются, а равные им по положению не считают их достаточно влиятельными.
- Недостаточное понимание особенностей управленческого труда
До тех пор пока менеджеры серьезно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой отдачи. Руководителям, неспособным изучить собственные управленческие подходы, не хватает умения понятно объяснить их. Обычно они не стремятся устанавливать обратные связи; неспособны заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выделиться среди других; особенно трудно им давать поручения.
- Слабые навыки руководства
Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения внутри коллектива оставляют желать лучшего.
- Неумение обучать
Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны
- Низкая способность формировать коллектив
Для того чтобы добиться результатов, большинство .менеджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, это значит, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.