Феномен выученной беспомощности

Выученная беспомощность – это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации.

Внутренняя картина:

• Установка: “Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно – но не для меня”.
• Установка “мои успехи из-за вас, мои неудачи – из-за меня”

Например: их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.

• Генерализация, общий характер установки.

Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

То, что чувство самоконтроля приносит пользу, доказано и в опытах на животных. У собак, приученных к тому, что они не могут, сидя в клетке, избежать удара электрическим током, возникает чувство беспомощности. В дальнейшем они проявляют пассивность и в тех ситуациях, когда вполне могли бы убежать. Собаки, наученные «контролировать свою судьбу» (они удачно избежали первых ударов током), легко приспосабливаются к новой ситуации. Исследователь Мартин Селигман обратил внимание на то, что подобная выученная беспомощность присуща и людям. Например, люди, пребывающие в подавленном настроении или в депрессии, становятся пассивными, ибо убеждены в бесполезности каких бы то ни было усилий. И беспомощные собаки, и переживающие депрессию люди страдают от того, что может быть названо «параличом воли», пассивной покорностью и даже нежеланием двигаться.

Феномен выученной беспомощности помогает ответить на вопрос, как разные учреждения – такие чудовищные, как концлагеря, или такие гуманные, как больницы, – способны дегуманизировать людей, В больницах «хорошими» считаются такие пациенты, которые не беспокоят персонал, не задают вопросов и не пытаются вмешиваться в ход событий.

Возможно, подобная пассивность и хороша с точки зрения медицинского персонала, но с точки зрения здоровья и выживания людей она вредна. Утрата контроля над собственными действиями и над тем, что делают для тебя другие, способна превратить неприятные события в источники сильнейших стрессов. Некоторые заболевания являются следствием ощущения собственной беспомощности и утраты возможности делать выбор. Этими же обстоятельствами объясняется и то, что в концлагерях и в домах для престарелых люди быстро деградируют и умирают.

Пациенты больниц, наученные верить в свою способность контролировать стресс, обходятся меньшим количеством обезболивающих и успокоительных средств и ведут себя более спокойно.

Важность личностного контроля доказывают результаты исследования, проведенного Эллен Лангер и Джудит Роден (с использованием двух методик) в одном из лучших в штате Коннектикут домов для престарелых (Langer & Rodin, 1976). Обращаясь к одной группе, доброжелательные работники подчеркивали, что считают своим долгом сделать дом таким, чтобы его обитатели могли гордиться им и чувствовать себя счастливыми. Персонал обслуживал пассивных пациентов с присущими ему заботой и вниманием. Спустя три недели большинство пациентов были признаны ими самими, интервьюерами и медсестрами продолжающими деградировать людьми. Работая со второй группой пациентов, Лангер и Роден подталкивали их к личностному контролю, обращая особое внимание на возможности выбора, на возможность влиять на политику администрации и на личную ответственность пациентов за то, чтобы жить именно так, как они хотят. Этим пациентам предоставлялось право принимать непринципиальные решения, и на них возлагалась определенная ответственность. Результаты, полученные спустя три недели после начала исследования, показали, что 93% из них стали более оживленными, активными и счастливыми.


Социальная психология. Дэвид Майерс

Статьи по теме

Тревожно-мнительный психотип

Внутренние условия В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности…
Читать далее

Признаки психопатии: определение и критерии выявления

Психопат – психически здоровый человек, поведение которого определяется совокупностью черт характера и общественно девиантными поступками. Психопат является умным человеком, характеризуемым бедностью эмоций, отсутствием чувства стыда, эгоцентризмом, поверхностным очарованием, отсутствием чувства…
Читать далее

Шизоидный психотип

Пятый из восьми психотипов – шизоидный или оригинальный. Внутренние условия В основе шизоидного психотипа лежит принцип аутичности, слово «шизоидность» происходит от слова «расщепление». Шизоидность — это не эмоция, это мышление.…
Читать далее

Кент Кил о психопатах

Обаятельны и патологически лживы, бессердечны и безответственны, опасны и импульсивны. Да, речь идет о психопатах. В книге «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния» профессор Университета…
Читать далее

5 книг о психологии эмоций

Мы подобрали несколько книг, которые помогут вам лучше разобраться в эмоциях человека. Выбирайте с чего начать.  1. Ильин Е.П. — «Эмоции и чувства»  Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам…
Читать далее

Системы невербальных коммуникаций

Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых  кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика(Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).  1. Кинесика Кинесика — самая большая система, включающая в…
Читать далее