Особенности оценки личности в оперативно-розыскной деятельности

Процесс оценки начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта заинтересованности. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер, в частности воспринимаются детали этого объекта. Таким образом, первое впечатление обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

Источниками таких ошибок являются стереотипы, мнение других лиц, галло-эффект, эффект снисходительности, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, -защитные механизмы и упрощения. Кратко рассмотрим эти ошибки.

1. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы, то есть стереотипы. Это будут групповые и этнические стереотипы, стереотипы, связанные с внешним видом, а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенно экспрессивных движений, особенностей голоса и речи. Такие стереотипы, мешающие правильному восприятию человека, имеются в культурах всех народов. Знание стереотипов восприятия с учетом различных национальностей, в значительной степени способствует избавлению от ошибок в интерпретации поведения конкретных личностей.

2. Мнение других лиц. Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующей личности достаточно, чтобы оно подействовало на оценку этого лица. Если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки определенного шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, а зачастую и ложного мнения.

3. Галло-эффект. Если вам понравился воспринимаемый объект заинтересованности, вы оцениваете его в терминах «приятного», если не понравился – в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности. В целом, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку личности. Как правило, это явление наталкивает наблюдателя на формирование какого-то устойчивого конкретного образа.

4. Эффект снисходительности. На практике большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие люди склонны даже не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах наблюдаемой личности. Иногда это даже выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Поэтому, когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можно предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.

5. Психическое состояние. Известно, что человек в хорошем настроении всех окружающих его лиц оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя может являться источником ошибок в оценке личности.

6. Доминирующая потребность. Она всегда делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод – ягоды. Однако, чем сильнее потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может принять за зверя какой-либо предмет, сборщик ягод – сорвать несъедобную ягоду, поэтому доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.

7. Проекция – это один из защитных механизмов, искажающий восприятие. Следует отметить, что ее суть состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении всех людей, однако наиболее сильно она проявляется у людей с «расшатанными нервами». Механизм проекции побуждает человека воспринимать возникшее чувство как свое собственное, явившееся следствием воздействия на него собеседника. Имеют в практической деятельности место и более сложные формы проекции, В частности, иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его «Я – концепцией», По своей сути проекция – это явление, обратное эмпатии. Мы уже отмечали выше, что эмпатия позволяет человеку прочувствовать настроение собеседника или даже наблюдаемого. При этом у самого наблюдателя возникает чувство, переживаемое наблюдаемым. Воспринимается же это чувство не как свое, а как принадлежащее другому.

Проекция и эмпатия – это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия его упорядочивает и усиливает. Процесс восприятия субъективен: во всех случаях проявляется тенденция воспринимать и оценивать других людей в сравнении со своей «Я-концепцией». Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что он знает себя хорошо, поэтому на фоне своего «Я» ему лучше представляется другой. Следует, однако, учитывать, что в связи с определенным искажением восприятия защитными механизмами это совсем не значит, что наблюдающий объективно прав.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия конкретный человек, очень сложен. В связи с Этим мы склонны почти всегда к упрощению при восприятии людей. А так как тенденция к упрощению процесса свойственна большинству, то многие люди практически бессильны воспринять другого человека. Как правило, они по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы в своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей. По нашему мнению, необходимо рассмотреть причины этих ошибок.

Причины ошибок восприятия связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего. Здесь следует отметить как индивидуальнопсихологические особенности людей, которых мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.

Все люди воспринимаются нами по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Одни так плотно скрыты под своим «панцирем» личности, что очень трудно догадаться об их внутренних переживаниях. Они могут быть интеллектуалами, недалекими, застенчивыми и т. д., но догадаться сотруднику зачастую об этом очень трудно.

Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за целью действий. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им.

Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Там, где нужно, они могут возмутиться, польстить, полебезить. В жизни их настроение постоянно меняется в зависимости от ситуации. Встречаются также люди, не поддающиеся никакой характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе, о них очень трудно сказать что-либо определенное. Безусловно, все это сказывается на первом впечатлении.

Следует отметить, что первое впечатление о человеке иногда бывает искажено ввиду того, что сам воспринимаемый заметно отличается от воспринимающего. Например, когда мы воспринимаем иностранца, то прежде всего видим в нем всю нацию, а индивидуальные черты, как правило, пропадают. Нас поражают прежде всего те черты, которые у нас не так рельефны. Нередко, очутившись впервые среди иностранцев, например, вьетнамцев мы теряем ориентировку: все они нам кажутся на одно лицо. Мы можем запаниковать, однако, если мы будем твердо знать, что подобные явления – закономерность социальной перцепции, все быстро налаживается.

Мы должны помнить и о предвосхищении оценки воспринимающего. Некоторые люди интуитивно пытаются создать о себе хорошее впечатление. Они начинают приветливо улыбаться, проявлять знаки внимания. Возникает ошибочное восприятие. Ошибка возрастает, если ситуация или сам наблюдающий вызывает в наблюдаемом подозрительность и тревогу. Последний еще сильнее старается угодить, предугадать желания воспринимающего.

Иногда встречается и обман наблюдателя. В частности, человек осознает, что за ним наблюдают и незамедлительно старается применить различные уловки, чтобы выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли.2Психологически это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений. Объект или усиливает свою экспрессию, или наоборот ослабляет, нередко он ее нейтрализует, а если это возможно, то скрывается под какой-нибудь маской. Следует учитывать, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Практика показывает, что оценка изучаемого человека, осуществляемая в процессе общения, таит в себе массу затруднений, ввиду того, что она протекает как на сознательном, так и на подсознательном уровне и естественно, во многом выходит из-под нашего контроля. Чтобы поставить процесс оценки под контроль сознания, необходимо прежде всего ознакомиться с общей схемой восприятия человека по внешним признакам и разобраться в ее деталях. На это в свое время указывал великий русский физиолог И.М. Сеченов» «Психологическая деятельность человека, – говорил он, – выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, то есть по внешним признакам»

Ю.В. Чуфаровский
ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ